Составление и письмо (печатанье) слогов с буквой Д

Предмет: "Речь и альтернативная коммуникация", 4 класс.

Задачи:

  • познакомить учеников со звуком и буквой Д;
  • умения выделять и распознавать звук [д] в словах;
  • узнавать букву в печатном тексте;
  • развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.

Оборудование: контейнер с карандашами, предметные картинки, символы – пиктограммы разрезные буквы, пазлы, схемы слов, предметные картинки, карточки тематической группы, пластилин, полоски бумаги, зеркало.

Ход урока

Орг. момент

Приветствие (помаши рукой).

Упражнения "Да-нет"
- Слушай внимательно и повторяй за мной. При произнесении слов "Да-да-да", киваем головой сверху-вниз. При произнесении слов "нет-нет-нет", поворачиваем голову сначала направо, затем налево. При произнесении слов "не знаю, не знаю", поднимаем плечи вверх. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Актуализация опорных знаний

Артикуляционная гимнастика

Раз, мы ротик открываем, будто кошечки зеваем (открывать и закрывать рот по инструкции учителя-логопеда)
Два, подуем в дудочки, губки словно трубочки. (Тянуть губки вперед)
Три, на губки посмотри, улыбаемся на "три". (Широко улыбаться, растягивать губы в улыбке)

На четыре ротик шире, барабаним на "четыре". (Открыть рот и стучать язычком по внутренней поверхности верхних зубов)
Пять, откроем рот опять, нужно губки облизать. (Рот открыт, широким языком сначала облизываем верхнюю губу, сверху-вниз, затем нижнюю)
Шесть, язычком по зубкам постучать. (Открыть рот и постучать языком по внутренней поверхности нижних зубов)

Семь, лошадка скачет звонко. (Рот держать открытым, медленно щелкать языком)
Восемь, дружно мы болтаем. (Широко открыть рот, проводить языком вперед-назад по верхним зубам)
Девять, ротик закрываем.

Формирование правильного выдоха "Теплый – холодный"

Игра "Поймай звук"

- Посмотри на картинку. Кто на ней? Дятел. Как он стучит?
Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д
- Сейчас я буду издавать разные звуки. Накрой ладошкой изображение дятла когда звук будет правильным. Соотношение звука с буквой Д.

Изучение нового материала

- Какой звук? Гласный или согласный? (показать синий или красный кружок)
- Звук Д обозначается буквой Д.

Д – с высокой крышей дом
В этом доме мы живем.

- На карточке найти и обвести предметы, названия которых начинаются с буквы Д.
- Составь слоги: да од уд до ду. Сделай звукобуквенный анализ слогов.

Упражнение "Сделай как я"

- Собери слова: дом дым сад дуб душ вода.
- Составь слова под картинками (дом дуб дым) и сделай звукобуквенный анализ этих слов.

Графическое задание
Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти. Написание по образцу прописной буквы Д.

Физкультминутка
- Давай отдохнем, немного разомнемся.
Чтение стихотворения с выполнением движений.

Это нос, это рот,
Там спинка, тут живот.
Это ручки – хлоп, хлоп!
Это ножки – топ, топ!
Ох! Устали, вытрем лоб!

Закрепление нового материала

Упражнение "Кто летит, кто сидит"
Использование элементов глобального чтения. (заполнение таблицы картинками)

Упражнение "Собери предложение"
Использование элементов глобального чтения. (У Димы лыжи. У Даши сок. У дома сад)
Составление из полосок бумаги и лепка из пластилина буквы Д.

Физминутка "Самомассаж"

Графическое задание
В зависимости от имеющихся возможностей, а также интересов ребенка, ему предлагают выполнить графическое задание: найти одинаковые картинки и по образцу раскрасить картинку (дом, дуб), заштриховать элементы рисунка, заполнить изображение точками и др. Ребенку предлагают выбрать инструменты для рисования: карандаши, фломастеры, краски.

Итог урока. Рефлексия
- Покажи, какую букву изучали сегодня на уроке?

Упражнение "Смайлики"

(Работа с кубиком настроений)
- Какое настроение стало?
- Улыбнись солнышку (и-и-и…)

Смайлики

- Покажите, где грустный смайлик, а где веселый, где сердитый?
- Молодец! Давай еще раз друг другу улыбнемся. Выбери нужный смайлик.
- Забери его с собой. Занятие закончено. Помаши рукой - "До свидания!"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!