Форма проведения: урок-путешествие.
Цель: приобретение знаний о звуках и о влиянии их на окружающий мир.
Задачи:
Оборудование: презентация, пазлы (билеты), карточки с утверждениями.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность. Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы отправимся в путешествие, но куда, вы узнаете, посмотрев фрагмент мультфильма.
Просмотр фрагмента из мультфильма "Бременские музыканты". (Сказка братьев Гримм)
- Ребята, как называется сказка, по которой снят мультфильм?
- А кто автор сказки?
Братья Гримм - это немецкие писатели, Якоб и Вильгельм. Известные их произведения: Белоснежка, Бременские музыканты, Волк и семеро козлят, Рапунцель, Соломинка, уголек и боб, Храбрый портной, Золушка и др.
- Чем занимаются герои сказки, фрагмент которой только что посмотрели?
- А из чего состоит музыка?
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы поговорим о музыке, как об искусстве звуков. Наше занятие посвящено разным звукам.
- А что такое звук?
Звук – это колебания частиц воздуха на небольшие расстояния
- Какие бывают звуки? (приводят примеры)
Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим. (проговорить свое имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)
Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда. (привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)
Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть. У них есть мелодия.
- Для чего нам нужен звук?
- А как мы слышим звук?
- Давайте посмотрим видео, и вспомним, что такое звук и как он образуется. (Смотрят мультфильм "Смешарики")
Что такое звук и как мы его слышим
Звук - появляется, когда мы что-то говорим, хлопаем, передвигаем. Звуковые волны ловит ушная раковина и они проходят через слуховой проход к барабанной перепонке, через это пленку звуковые колебания проходят цепочку из трех слуховых косточек: молоточек, наковальня и стремя, после звук попадает в улитку, где дальше информацию преобразуется в последовательность электрических импульсов и отправляется в мозг. Там мы слышим звуки.
- Ребята, Бременские музыканты сейчас на гастролях в городе Бремен, который находится в Германии и у них скоро концерт. Они будут петь, веселиться, а не сходить ли нам на концентр этих замечательных артистов, трубадуров.
- Я предлагаю вам, отправится в город Бремен и посмотреть выступление, но чтобы добраться нам нужно будет выполнять задания.
- А путешествовать мы будем на повозке с ослом, как бременские музыканты. Вот наши билеты.
- Посмотрите на слайд на карту нашего путешествия. На каждой остановке мы будем выполнять задания, слушать звуки и по ним определять, куда мы попали. И так, мы отправляемся!
Слушают звук городской жизни.
- Ребята, куда мы попали, прислушайтесь?
1 остановка г. Дзержинск (город отправления)
- Правильно, мы в нашем городе.
- Как называется наш город?
- Как вы думаете наш город шумный?
- Давайте посмотрим, какие звуки могут встретиться в нашем городе.
- Сейчас я предлагаю поиграть в одну интересную игру.
Игра "Угадай звук"
- Все ли звуки были одинаково слышны?
- Как, вы думаете, какие звуки сильнее действует на орган слуха?
- Полезно ли это для организма человека?
- Звуки города вредны для здоровья?
- Правильно, а как влияет звук на человека, более подробно мы узнаем позже.
- Мы справились с заданием и можем ехать дальше.
- Давайте посмотрим, что у нас дальше. (Слушают звук железной дороги)
2 остановка "Железная дорога"
- Ребята, а что за звук мы услышали?
- Правильно, это звук железной дороги.
- Ребята, это вредный звук?
- А важный ли это звук? Почему?
- Да, может звук и вредный, но очень важно слышать, если поезд к нам приближается.
- Как нужно себя вести на железной дороге?
- Ребята, не в коем случаи у вас не должно быть никаких наушников, когда вы подходите к железной дороге. Вы можете не услышать приближающийся поезд.
- Послушайте, какой транспорт едет по проезжей части дороги? (фонограмма "Звуки движущегося транспорта")
- Молодцы, а мы двигаемся дальше и посмотрите на карту, где мы оказались? (Слушают звук сельской местности)
3 остановка "Деревня"
- Ребята, а что за звук мы услышали?
- А какие звуки можно услышать в деревни?
- Приятно, ли вам?
- Вот мы говорим, вредный звук, как вы это понимаете?
- Как звук может влиять на нас?
- Правильно, сейчас давайте выполним задание. У вас на партах лежит листочек с заданием, вам нужно в паре выбрать верные утверждения о звуках.
- Ребята, а что мы можем сделать чтобы не ухудшился слух, не было напряжения, стресса?
- Так же необходимо слушать классическую музыку. Классическая музыка пишется на высоких частотах, которые благоприятно воздействуют на сознание и организм человека.
- Произведения Моцарта активизируют процессы головного мозга, дают энергетическую подзарядку.
- Ребята, пока мы были в деревни, начался дождик.
- Давайте встанем и немного отдохнем.
Физминутка
Капля раз (поднимаем правую ногу)
Капля два. (левую)
Очень медленно сперва. (поочередно то правую, то левую ногу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. (быстрые шаги)
Мы зонты свои раскрыли (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой)
Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. (потирают свои ладошки)
- Молодцы ребята, садитесь. Давайте послушаем, а куда это мы пришли? (слушают звук леса, птичек)
4 остановка "Лес"
- Ребята, а что за звук мы услышали?
- Да, ребята, мы попали в лес.
- А какие здесь встречаются звуки?
- Как пение птиц, звук ветра, шелест листвы влияет на слух? Вредные ли это звуки?
- Они не вредны, когда мы их слушаем у нас поднимается настроение, мы отдыхаем и успокаиваемся.
- Ребята, так же есть звуки, которые лечат.
- Исследования подтверждают целебное воздействие некоторых звуков на организм человека.
- Ребята, а у кого в имени встречается: (произнесем звуки вместе)
Конспект внеклассного занятия для 2 класса на тему "Мир звуков" публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже.