Форма проведения: гуляние.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, музыка.
Цель занятия: создание условий для изучения русского народного музыкального жанра – частушки, научиться их исполнять.
Задачи:
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: текст частушек, платочки (для девочек).
Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, наглядный материал, аудио материал, видео материал, проектор.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Александра Александровна и сегодняшнее занятие у вас проведу я.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты-мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, я знаю, что вы учили и прекрасно исполнили песню "вместе весело шагать…"
- Я предлагаю исполнить ее на нашем занятии. Только вступать вы будите по моей руке. Вот два жеста: вступаем и заканчиваем. Запомните их. (поют песню)
- Сейчас вы посмотрите видеофрагмент из телепередачи "Играй, гармонь, любимая!"
- После просмотра вы расскажете о своих впечатлениях, и расскажете, что там исполняли. (смотрят видеофрагмент)
- Ребята, что вы увидели?
- Что там исполняли?
- Ребята, а вы знаете, что такое частушка?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Каждый из вас конечно прав.
- Частушки – жанр русского народного творчества, исполняющаяся в быстром темпе.
Название "частушка" происходит от слова "частый", "быстрый". Каждая частушка представляет собой законченное по мысли рифмованное двустишие или четверостишие
По своему мелодическому складу частушки разнообразны: задумчивые, лирические, плясовые, страдальные. Частушки исполняют в сопровождении балалайки или баяна.
- Скоморохи были первыми, кто начал петь частушки. Скоморохов называли в народе так "игрец", "плясец", потому что скоморохи всегда участвовали в народных играх и гуляньях.
- На Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно. Ведь казакам некогда было, развлекаться, они были всегда в походах.
Стук в дверь.
- Ой, ребята к нам кто-то пришел, я сейчас посмотрю.
- Ребята, к нам в гости пришла балалайка.
- Балалайка - это русский народный трехструнный инструмент, балалайка имеет не громкий, но очень звонкий звук.
- Частушки всегда сопровождает балалайка и баян.
- Ребята, вы когда-нибудь слушали страдальные частушки?
- Страдания - как правило, это частушки о любви-поются они медленно и протяжно.
- Я предлагаю вам послушать ее и определить характер этой частушки.
- А вы помните правила слушания?
- Нужно сесть ровно и не отвлекаться. (слушают)
- Какой характер у этой частушки?
- Ребята я предлагаю вам выучить ее.
- Но вначале мы с вами выполним дыхательную гимнастику.
- Давайте вспомним про два жеста 1.начинаем и 2 заканчиваем.
- Ребята я буду показывать, а вы будете повторять за мной, только тогда когда я вам скажу.
- А теперь споем с балалайкой.
- Какие вы молодцы.
- Ребята сейчас вы прослушаете песню и определите ее характер. (песня "Яблочко")
- Какой характер у этой песни?
- Правильно ребята. Встаньте в шахматном порядке.
- Девочки будут делать круг вокруг себя вначале песни, а мальчики начнут приседать, когда запоют солисты. Когда будут петь солисты, а мальчики приседать девочки будут хлопать в ладоши.
- Ребята, какие вы молодцы.
- Ребята, а вы знаете, что такое плясовая частушка?
- Плясовые – это частушки, под которые хочется идти в пляс.
- Балалайка предлагает выучить частушку и спеть вместе с ней.
- Но для начала нам надо прослушать эти частушки.
- А вы помните правила слушания?
- Нужно сесть ровно и не отвлекаться.
- Прослушайте и определите, какой характер у этих частушек.
- Какой характер у них?
- Ребята, вы заметили, что после каждой частушки были уханье?
- Без них частушка не частушка, нам обязательно надо научиться это делать.
- Ребята я буду показывать, а вы будете повторять за мной, только тогда когда я вам скажу.
- Сядьте ровно, наберите в животик воздуха и на одном дыханье пропойте звук у.
- Умнички! Теперь мы готовы учить частушки. Давайте вспомним про два жеста. Вконце каждой частушки мы пропеваем звук У. (Учим частушки)
- Ребята теперь споем частушки вместе с балалайкой.
- Молодцы ребята!
- Ребята сейчас мы с вами поиграем.
- Я буду называть слова, когда вы услышите слово "частушки" вы будете громко хлопать, на другие слова вы будете топать. (привожу пример)
- Итак ребята, чем мы с вами сегодня занимались?
- Прекрасно ребята.
- Если вы на нашем занятии были активны и вам было все понятно, то пропойте звук У.
- Если вам было что-то не понятно и вы были пассивны, то потопайте.
- До свидания!