Цель: познакомить учащихся 1 класса с историей возникновения праздника, обрядами празднования Масленицы.
Задачи:
Оборудование: картонные чучела масленицы; клей ПВА, фломастеры, Солнце с лучиками, рисунки на тему "Масленица", на столе – самовар, баранки, 2 стола для работы в группах, 2 обруча, народные костюмы детям, домотканные дорожки, скамейки, ноутбук с записями песен, на листиках рецепты "Как испечь блины", на листиках - ребус, 2 мальберта.
- Звучит веселая народная музыка "Круг приветствия"
- Учитель приглашает детей к себе. (дети должны встать и стать с учителем, приговаривая)
- Собирайся, народ! (Можно похлопать в ладоши)
- Ученик обращается к гостям "Здравствуйте, честные гости! Рассаживайтесь! Не стесняйтесь! Все смотрите, улыбайтесь!"
- Я вижу, что у всех хорошее настроение, присаживайтесь, ребята. Я предлагаю вам сейчас отгадать ребус, и узнать тему нашего занятия. (На листиках нарисован кувшин, написано слово Масло и нарисована лестница, написано слово Лестница. Дети должны составить слово "Масленица")
- Итак, какая же тема сегодняшнего занятия? (Масленица)
- Что бы вы хотели узнать на занятии?
- Пришла пора готовиться к ней и в наступившем году.
- Масленица – самый веселый зимний праздник в народном календаре. Он зародился на Руси очень давно. Продолжается целую неделю. И всю неделю ели блины, катались с горок, ходили друг другу в гости, устраивали веселые игры. Люди были уверены, что весна – начало новой жизни, а Солнце – существо, дающее жизнь всему живому.
- Призывая солнце, люди пекли круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне считали, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла, могущества и приближают весну.
- И сегодня я вам всем вместе предлагаю вспомнить всю неделю, как называется каждый день. (На доске учитель прикрепляет круглый блин – солнце, а ребята по ходу праздника говорят о каждом дне и прикрепляют лучики)
- Как же называется первый день Масляной недели? (Ученик читает стихи)
1 день "Встреча"
Первый день мы "Встречей" называем
Из соломы куклу наряжаем
В гости всех к себе зовем
Угощаем всех блином.
Работа в группах
- В первый день наряжали куклу из соломы. А я вам предлагаю собрать картонное чучело, наклеить его на лист и раскрасить.
- Итак, пришел второй день.
1 день "Заигрыш"
"Заигрышем" мы с тобой
Нарекаем день второй
Парни девиц на санях катают
Девицы-красавицы себе женихов выбирают.
Танец "Ручеек"
3 день "Лакомки"
Вот и третий день настал
"Лакомкой" народ прозвал
Ходить к теще на блины
Повелось со старины.
- Учитель предлагает детям игру "Напеки блины для гостей". (Раздать бумагу, карандаши. Ребята должны будут нарезать из бумаги круги и вырезают, кто больше)
4 день "Разгуляй"
День четвертый – "Разгуляй"
На празднике не зевай
Принимаем мы гостей
Со всех сел и волостей
Крепость снежную берем
На кулачный бой зовем.
- В старину на Масленицу были такие игры как "Перетягивание каната", "Забрасывание в ведро снежных комков", "Бой петухов".
- Я вам, ребята предлагаю сейчас поиграть в игру, которая называется "Бой петухов".
5 день "Тещины вечерки"
Пятый день уже настал
В гости тещу зять позвал
На блины и кренделя
Потому как наступили
Тещины вечера.
Песня "Ой, блины, блины, блины…".
6 день "Золовкины посиделки"
В день шестой наши блины
Сытны будут и вкусны
Напекут их быстро–ловко
Нам невестки и заловки.
Частушки исполняют девочки.
7 день "Прощеное воскресенье"
А в прощено воскресенье
Будем мы просить прощенье.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас всех к себе, возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и скажите "Прости, пожалуйста".
- И в этот день сжигали Масленицу на костре, прогоняя сильные морозы и зиму. Закройте глаза. Наша Масленица оставила вам всем рецепты "Как испечь блины".
- Вы с мамами, бабушками испечете на Масленицу блины, а мы их попробуем. У кого же будут вкуснее.
Прием "Синквейн"
- Назовите тему нашего занятия. (Масленица)
- Какой по настроению этот праздник?
- Как люди отмечают праздник? (пекут блины, водят хороводы, играю в игры)
- И все это вместе ... (Праздник)