Внеурочное занятие в 1 классе "Праздники, традиции народов России. Масленица"

Цель: познакомить учащихся 1 класса с историей возникновения праздника, обрядами празднования Масленицы.

Задачи:

  • Возрождать интерес детей к праздникам, обрядам, обычаям и традициям народов России.
  • Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, ее духовно-нравственным ценностям.

Оборудование: картонные чучела масленицы; клей ПВА, фломастеры, Солнце с лучиками, рисунки на тему "Масленица", на столе – самовар, баранки, 2 стола для работы в группах, 2 обруча, народные костюмы детям, домотканные дорожки, скамейки, ноутбук с записями песен, на листиках рецепты "Как испечь блины", на листиках - ребус, 2 мальберта.

Ход занятия

Организационный момент

- Звучит веселая народная музыка "Круг приветствия"
- Учитель приглашает детей к себе. (дети должны встать и стать с учителем, приговаривая)

- Собирайся, народ! (Можно похлопать в ладоши)
- Ученик обращается к гостям "Здравствуйте, честные гости! Рассаживайтесь! Не стесняйтесь! Все смотрите, улыбайтесь!"

Актуализация знаний

- Я вижу, что у всех хорошее настроение, присаживайтесь, ребята. Я предлагаю вам сейчас отгадать ребус, и узнать тему нашего занятия. (На листиках нарисован кувшин, написано слово Масло и нарисована лестница, написано слово Лестница. Дети должны составить слово "Масленица")
- Итак, какая же тема сегодняшнего занятия? (Масленица)

- Что бы вы хотели узнать на занятии?
- Пришла пора готовиться к ней и в наступившем году.

Сообщение темы урока

- Масленица – самый веселый зимний праздник в народном календаре. Он зародился на Руси очень давно. Продолжается целую неделю. И всю неделю ели блины, катались с горок, ходили друг другу в гости, устраивали веселые игры. Люди были уверены, что весна – начало новой жизни, а Солнце – существо, дающее жизнь всему живому.

- Призывая солнце, люди пекли круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне считали, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла, могущества и приближают весну.

- И сегодня я вам всем вместе предлагаю вспомнить всю неделю, как называется каждый день. (На доске учитель прикрепляет круглый блин – солнце, а ребята по ходу праздника говорят о каждом дне и прикрепляют лучики)
- Как же называется первый день Масляной недели? (Ученик читает стихи)

1 день "Встреча"

Первый день мы "Встречей" называем
Из соломы куклу наряжаем
В гости всех к себе зовем
Угощаем всех блином.

Работа в группах
- В первый день наряжали куклу из соломы. А я вам предлагаю собрать картонное чучело, наклеить его на лист и раскрасить.
- Итак, пришел второй день.

1 день "Заигрыш"

"Заигрышем" мы с тобой
Нарекаем день второй
Парни девиц на санях катают
Девицы-красавицы себе женихов выбирают.

Танец "Ручеек"

3 день "Лакомки"
Вот и третий день настал
"Лакомкой" народ прозвал
Ходить к теще на блины
Повелось со старины.

- Учитель предлагает детям игру "Напеки блины для гостей". (Раздать бумагу, карандаши. Ребята должны будут нарезать из бумаги круги и вырезают, кто больше)

4 день "Разгуляй"
День четвертый – "Разгуляй"
На празднике не зевай
Принимаем мы гостей
Со всех сел и волостей
Крепость снежную берем
На кулачный бой зовем.

- В старину на Масленицу были такие игры как "Перетягивание каната", "Забрасывание в ведро снежных комков", "Бой петухов".
- Я вам, ребята предлагаю сейчас поиграть в игру, которая называется "Бой петухов".

5 день "Тещины вечерки"
Пятый день уже настал
В гости тещу зять позвал
На блины и кренделя
Потому как наступили
Тещины вечера.

Песня "Ой, блины, блины, блины…".

6 день "Золовкины посиделки"
В день шестой наши блины
Сытны будут и вкусны
Напекут их быстро–ловко
Нам невестки и заловки.

Частушки исполняют девочки.

7 день "Прощеное воскресенье"

А в прощено воскресенье
Будем мы просить прощенье.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас всех к себе, возьмитесь за руки, посмотрите друг другу в глаза и скажите "Прости, пожалуйста".
- И в этот день сжигали Масленицу на костре, прогоняя сильные морозы и зиму. Закройте глаза. Наша Масленица оставила вам всем рецепты "Как испечь блины".
- Вы с мамами, бабушками испечете на Масленицу блины, а мы их попробуем. У кого же будут вкуснее.

Итог занятия

Прием "Синквейн"

- Назовите тему нашего занятия. (Масленица)
- Какой по настроению этот праздник?
- Как люди отмечают праздник? (пекут блины, водят хороводы, играю в игры)
- И все это вместе ... (Праздник)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!