Цель: создать условия для осознания учащимися важности бережного отношения к природе, окружающей среде через анализ проблемных ситуаций.
Задачи:
Оборудование: проектор, картинки, графики для анализа проблемной ситуации, схемы для отражения выводов
Учитель: Посмотрите на картинку. Что можете сказать об этих людях? (они счастливы)
- Как вы это поняли? (дети описывают признаки, которые обнаружили на картинке)
- А вы хотите быть счастливы?
- А что вам необходимо для счастья? (каждый понимает это по-своему)
- Конечно, для каждого из нас важен свой собственный мир, важны свои мысли, реализация своих планов, правда?
- Ведь если наши мечты не сбываются, нам плохо, мы чувствуем уже себя несчастными.
- А для нас для всех для общего счастья что нужно? Бывает ли общее счастье?
- В чем оно заключается? Задумывались ли когда-нибудь над таким вопросом? Давайте подумаем вместе? (ответы учащихся)
- У вас на парте лежат различные карточки, выражающие разное настроение.
- Поднимите одну из них ту, которая отражает ваше настроение в данный момент времени, то есть сейчас.
- Поверните карточки друг другу, чтобы все это увидели.
- Сейчас у вас у каждого свое настроение, у всех оно разное.
- Давайте посмотрим небольшой фильм, отвлечемся на несколько минут от нашего разговора. (презентация о крае родном)
Учитель по ходу презентации читает текст:
Как красив наш край родной!
Все друзья твердят со мной…
Край, в котором родились,
Край в котором мы живем.
Вот в траве блестит роса,
Голубые в ней сияют, отражаясь, небеса.
Океаны, горы, степи, лес -
В них полно своих чудес…
Бурый мишка любит лес,
Он за рыбкой в воду влез.
Вот в степи растут:
Типчак, ковыль, ромашки,
Лук гусиный, мятлик,
Ирис, тростник, шалфей,
Вьюнок и подорожник
На скалистых выступах горы
Брызги водопада видим мы вдали.
В океане кашалот
Большой, как пароход плывет.
Сосновый лес вдали темнеет,
В реке вода прохладная и чистая течет.
Березовая роща зеленеет,
И по весне сирень цветет.
- Ребята, покажите, каким теперь стало ваше настроение? Покажите друг другу.
- Изменилось. Почему?
- Постоянно ли наше настроение?
- Что влияет на него?
- Давайте досмотрим презентацию.
Девчонки и мальчишки!
Прекрасен этот мир земной,
В котором мы живем с тобой
И видим это не из книжки?
Мы тоже часть живой природы нашей.
Как здорово, что мы все есть…
- Какие мысли возникли у вас при просмотре этого фильма?
- Над каким вопросом задумались дети? Почему? Разве может мир исчезнуть? Что может произойти? Стоит ли над этим вопросом задумываться нам с вами? Как вы считаете?
- Чем является для нас мир? (домом в котором мы живем)
- У человека есть и жилище, которое носит такое же название. Что общего и различного в значениях этих слов? Для чего человек построил дома? (Рисунок дома)
- Случайно ли в доме у вас именно эти приборы, вещи, которые имеются у каждого из вас? (Нет, все предметы имеют свое назначение и каждый приносит свою пользу)
- А вот интересно как дело обстоит с лесом. Как вы думаете, есть ли случайные животные, растения?
- Что для них является домом или у них тоже 2 дома, как и у человека?
- Посмотрим фильм про бобров.
Учитель по ходу презентации читает текст:
Однажды в местечке глухом
На тихой речушке лесной
Семья бобровая поселилась,
Плотину построила
Да и жить в лесу том осталась.
Запруду в реке бобры подновляли
И воду в ней этим повыше подняли.
Река стала шире и глубже,
Весь лес напоила,
Животным ее тоже хватило.
Птицы на ветках гнезда свили,
Лисички - сестрички в норках жили,
Хищник – серый волк лежанку в чаще смастерил,
С волчихою, волчатами там был.
И мишка-серый великан
Ходил там без опаски.
Но браконьеры в лес пришли,
Бобров потомство извели.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? (обсуждение в группах)
Учитель читает стихотворение дальше.
Со временем плотины сгнили
Ведь лес остался без бобров,
Которые за состоянием запруд следили.
Потоки водные реки
Чрез дыры просочились.
Вода в брегах осела, ушла из этих мест.
- Ребята, как вы думаете, что произошло дальше?
Учитель читает стихотворение дальше.
Засохли сосны, ели
И разбежались звери.
И тут всем ясно стало:
Беда пришла.
- Ребята, как вы думаете, есть ли выход из этой ситуации, какой?
Учитель читает стихотворение дальше.
Что делал человек:
Запруды ставил,
И дыры все латал,
Да только ручеек опять прорвал.
- Хороший ли это вариант из создавшегося положения?
Учитель читает стихотворение дальше.
Понятно стало:
Без бобров проблему не решить.
Их нужно снова поселить,
Чтоб лес, зверей всех напоить.
- Обсуждение. Какой вывод человек должен сделать из этой ситуации? (Подводится общий итог работы в группах по вопросам)
- Трудно ли вам было найти выход?
- Могло ли не быть этой ситуации?
- В чем причина?
- Как в дальнейшем избежать таких ситуаций?
- Что для этого нужно человеку, а может быть многим людям понять?
- А если бы человек не нашел выхода из данного положения, что было бы дальше, а потом?
- Вывод. Нечем будет дышать, погибнем. Без зеленых насаждений нельзя жить.
- Что такое лес для животных? (дом)
- Если не будет лесных насаждений, что произойдет с животными?
- Сможем ли мы позаботиться обо всех видах?
- Почему?
- Зачем нам нужны разные животные?
- Нужны ли?
- Понятно, звери нужны! А птицы? Может без них можно?
- Загадка о воробье.
- Кто знает особенности жизни этих птиц? (получение информации из распечатанных страниц энциклопедии, затем анализ проблемной ситуации – работа по группам со сменным составом, а затем общее обсуждение)
Фильм о жизни воробьев
Вывод: в лесу каждый приносит свою пользу и если что-то исчезнет, это повлечет за собой печальные последствия для всех.
Изобразим наши выводы в схеме:
Человек порою
совершает ошибки
по незнанию своему
и общей бедою
его же проступки
грозят поколению всему.
Подведение итога
- Давайте вернемся к самому началу урока. Какую тему мы с вами затронули?
- Что же человеку нужно для реализации своих планов и только ли человеку? (всем живым существам?)
- Жизнь же любого живого существа очень тесно связана с неживой природой, с той окружающей средой, в которой оно находится. Поэтому нужно в первую очередь заботиться о ее сохранении и улучшении.
- Что мы можем для этого сделать? (обсуждение в группах)
- Как мы можем заявить другим об этом очень важном вопросе? Сможем ли сами справиться с ним? Кто поможет?
- Как привлечь внимание других к решению этой проблемы? (изготовление детьми буклетов по данному направлению и распространение среди учащихся школы)