Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе на тему "Совесть"

Модуль: "Основы светской этики".

Цель урока ОРКСЭ: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями "совесть", "раскаяние".

Задачи урока:

  • сформировать представление о нравственных понятиях – совесть и раскаяние;
  • развивать навыки совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
  • воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Планируемые результаты обучения:

  1. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения.
  2. знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
  3. проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.
  4. Знакомство с понятиями: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Оборудование: А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание. М.: Просвещение, 2013; компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы.

Ход урока

Мотивационная установка

Учитель: Дороги ребята, я преветствую вас на нашем уроке. (Дети приветствуют учителя, присутствующих, рассаживаются в 4 группы)

Пусть этот день несет нам только радость общения,
И наполнит наши сердца благородными чувствами!

Проверка домашнего задания

Учитель: Дома я просила повторить вас такие понятия как добро и зло, выполнив задания на печатных листках, я обязательно соберу их у вас и проверю.
- А сейчас они послужат вам опорой.Мы проверим домашнее задание немного иначе.
- Послушайте небольшую притчу "Бабочка".

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил: Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: Все в твоих руках…

Вопросы учащимся:

- Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки)
- Как понимаете слова: ученик был готов в любое время сжать их ради своей истины.
- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
- А сохранение ее жизни? (это добро)

Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об этом, а как вы думаете, почему мы возвращаемся к этой теме вновь и вновь?

Дети рассуждают:

  • Я считаю, об этом нужно говорить всегда! Потому что есть люди, которые забывают хорошие правила жизни.
  • А мне хочется сравнить это все даже с самыми простыми правилами "Русского языка", например: слова с жи-ши пиши с буквой И, учим, учим, а некоторые дети забывают правила при письме.
  • Я думаю, что если правила русского языка забыл - это не страшно. А если мы забываем о правилах жизни – это страшно.

Использование метода "Кластер"

- Как думаете, что нам может помочь не впустить зло в наши души и делать выбор только в сторону добра?
- А если человек все же совершил зло ил недобрый поступок. Какие чувства, по-вашему, он может испытывать? (ответы учащихся)

Создание проблемной ситуации

Учитель: А сейчас, поработайте в группах. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чем мы будем говорить на уроке.
- Проверим. Ребята, прочтите ключевые слова кроссворда.

- Предположите, о чем мыбудем говорить на уроке? Кто может сформулировать тему этого урока. (Совесть)
- Составим план урока. Подумайте, какие вопросы можно поставить к этой теме?

Примерные ответы детей:

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

- Предлагаю вам заполнить таблицу. Зачитайте вопросы на которые мы должны в конце урока дать ответ.
- Давайте посмотрим, что вы уже знаете по теме, в чем будем разбираться.
- Итак тема сегоняшнего урока "Совесть"...

Открытие новых знаний

Учитель: Готовясь к уроку, я обратила свое внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара "Совесть". Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история.
- История, которая может случиться с каждым из вас. (Дети слушают рассказ Гайдара "Совесть")

- Проведем исследование. Какое впечатление произвела на вас Нина?
- Что можно сказать о характере Нины?
- Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала?

- Какие чувства она испытывала?
- Как вы понимаете выражение "грызла беспощадная совесть"?

- Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести.
- Первым кто попытался понять, что такое совесть, был древнегреческий филосов Демокрит.

Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за свое поведение.

Совесть - это стыд перед самим собой.

- Что вы узнали о совести, прочитав текст?
- Все вы очень любите смотреть мультики, отдохните немного, посмотрим ролик про Лунтика, который так и называется "Совесть".

Мультфильм "Лунтик. Совесть"Мультфильм "Лунтик. Совесть"

- Что плохого сделали гусеницы?
- Они слушали свою совесть?
- Почему они всеже помогли лунтику?

- Что они испытывали?
- Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.

Тренировочные упражнения

Упражнения совести

Учитель: Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести.
- Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

- А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
- А главное нужна воля При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.
- Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.

Упражнение "Минута раскаяния"

- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают, записывают. Затем поднимают руки и рассказывают о своих плохих поступках
- Что значит выражение "Жить в ладу с совестью" или с чистой совестью?

Очистить свою совесть - это значит раскаяться, признать факт неблаговидного поступка

- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека
Второе полезное упражнение совести – просить прощения

- Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется "Прощенное воскресенье".
- В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: "Прости меня, пожалуйста". В ответ нужно говорить: "Бог тебя простит".

- Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
- Советую вам провести такое упражнение дома.

Физминутка

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:

– Что главное, скажите в человеке? (пауза)
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)

Итог урока. Рефлексия

Учитель: В чем же различие и сходство совести и вины?
- Давайте вернемся к вашим таблицам. Посмотрим, ответили ли мы на вопросы урока, Может, что-то осталось неясным?
- В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно общаться.

- Каждый из вас сейчас получит памятку с "золотыми" правилами порядочного человека. Прочтите, раздайте друзьям.
- Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?

- У вас на парте две стопки (листики и цветочки) на цветочке напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а на листике – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
- Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.

Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

- Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке. Не забывайте использовать слова:

  • Сегодня я узнал …
  • Мне было интересно …
  • Активно работали на уроке
  • Интересны были высказывания …

Домашнее задание

Дома вы продолжите работу по данной теме: р.т. урок 23 "Совесть".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ОРКСЭ, 4 класс