Модуль: "Основы светской этики".
Цель урока ОРКСЭ: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями "совесть", "раскаяние".
Задачи урока:
Планируемые результаты обучения:
Оборудование: А.Я. Данилюк. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание. М.: Просвещение, 2013; компьютер, проектор, экран, комплект приложений к уроку для каждой группы, презентация, музыкальный и видео материалы.
Учитель: Дороги ребята, я преветствую вас на нашем уроке. (Дети приветствуют учителя, присутствующих, рассаживаются в 4 группы)
Пусть этот день несет нам только радость общения,
И наполнит наши сердца благородными чувствами!
Учитель: Дома я просила повторить вас такие понятия как добро и зло, выполнив задания на печатных листках, я обязательно соберу их у вас и проверю.
- А сейчас они послужат вам опорой.Мы проверим домашнее задание немного иначе.
- Послушайте небольшую притчу "Бабочка".
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?" Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил: Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
- Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки)
- Как понимаете слова: ученик был готов в любое время сжать их ради своей истины.
- Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
- Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
- А сохранение ее жизни? (это добро)
Учитель: Сегодня мы продолжим говорить об этом, а как вы думаете, почему мы возвращаемся к этой теме вновь и вновь?
Дети рассуждают:
Использование метода "Кластер"
- Как думаете, что нам может помочь не впустить зло в наши души и делать выбор только в сторону добра?
- А если человек все же совершил зло ил недобрый поступок. Какие чувства, по-вашему, он может испытывать? (ответы учащихся)
Учитель: А сейчас, поработайте в группах. Разгадав кроссворд, сделайте предположение, о чем мы будем говорить на уроке.
- Проверим. Ребята, прочтите ключевые слова кроссворда.
- Предположите, о чем мыбудем говорить на уроке? Кто может сформулировать тему этого урока. (Совесть)
- Составим план урока. Подумайте, какие вопросы можно поставить к этой теме?
Примерные ответы детей:
- Предлагаю вам заполнить таблицу. Зачитайте вопросы на которые мы должны в конце урока дать ответ.
- Давайте посмотрим, что вы уже знаете по теме, в чем будем разбираться.
- Итак тема сегоняшнего урока "Совесть"...
Учитель: Готовясь к уроку, я обратила свое внимание на рассказ для детей А.П. Гайдара "Совесть". Вроде бы детский рассказ, но какая до боли знакомая история.
- История, которая может случиться с каждым из вас. (Дети слушают рассказ Гайдара "Совесть")
- Проведем исследование. Какое впечатление произвела на вас Нина?
- Что можно сказать о характере Нины?
- Оцените поступок Нины. Почему же Нина заплакала?
- Какие чувства она испытывала?
- Как вы понимаете выражение "грызла беспощадная совесть"?
- Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести.
- Первым кто попытался понять, что такое совесть, был древнегреческий филосов Демокрит.
Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за свое поведение.
Совесть - это стыд перед самим собой.
- Что вы узнали о совести, прочитав текст?
- Все вы очень любите смотреть мультики, отдохните немного, посмотрим ролик про Лунтика, который так и называется "Совесть".
- Что плохого сделали гусеницы?
- Они слушали свою совесть?
- Почему они всеже помогли лунтику?
- Что они испытывали?
- Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.
Упражнения совести
Учитель: Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести.
- Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
- А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
- А главное нужна воля При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.
- Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся.
Упражнение "Минута раскаяния"
- Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают, записывают. Затем поднимают руки и рассказывают о своих плохих поступках
- Что значит выражение "Жить в ладу с совестью" или с чистой совестью?
Очистить свою совесть - это значит раскаяться, признать факт неблаговидного поступка
- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека
Второе полезное упражнение совести – просить прощения
- Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется "Прощенное воскресенье".
- В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: "Прости меня, пожалуйста". В ответ нужно говорить: "Бог тебя простит".
- Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
- Советую вам провести такое упражнение дома.
Учитель читает стихотворение.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке? (пауза)
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоняя.
Второй ответил: – Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза) …
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть! (прикрепляю карточку)
Учитель: В чем же различие и сходство совести и вины?
- Давайте вернемся к вашим таблицам. Посмотрим, ответили ли мы на вопросы урока, Может, что-то осталось неясным?
- В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно общаться.
- Каждый из вас сейчас получит памятку с "золотыми" правилами порядочного человека. Прочтите, раздайте друзьям.
- Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
- Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?
- У вас на парте две стопки (листики и цветочки) на цветочке напишите, какими качествами ты хотел бы обладать, а на листике – от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться.
- Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее.
Урок сегодня был удачный,
Не прошел для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
- Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке. Не забывайте использовать слова:
Домашнее задание
Дома вы продолжите работу по данной теме: р.т. урок 23 "Совесть".