Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к понятию "дружба".
Задачи урока:
- углубить представление детей о таком понятии, как дружба, расширить представление о видах взаимоотношений людей в обществе (приятель, товарищ, друг).
- развивать умение анализировать свои и чужие поступки; отстаивать собственное мнение; уметь предвидеть последствия поступков; высказывать свою точку зрения в диалоге.
- воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Работа с притчей (фрагмент урока)
Плохие слова
Два друга поссорились. И один начал всем говорить плохие слова о своем друге. Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.
Тогда второй юноша сказал:
- Я тебя прощу. Только при одном условии. Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.
Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.
Довольный друг пришел к другому и сказал:
- Выполнил твое задание. Я прощен?
- Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку.
Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно. Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.
Учитель |
Ученики |
- Скажите, ребята, о чем рассказывает эта притча? |
- О ссоре двух друзей. |
- Почему распалась дружба двух юношей? |
- Потому что один из них стал говорить о другом всякие гадости. - Наверное, он был очень вспыльчивый и говорил сгоряча.. |
- А как вел себя второй юноша? |
- Он переживал из-за ссоры, но молчал. - Ему было, наверное, тяжело, потому что друг его предал. - Первый юноша был нехороший человек. Он подлый. И не может быть настоящим другом. |
- Возможно ли примирение друзей? |
- Нет. Первый юноша показал, что он ненадежный друг. А если еще будут ссоры, он же снова может предать. - Я думаю, что они больше не будут дружить, потому что первому юноше нельзя доверять. А в дружбе важно доверие. |
- Я согласна с Димой. Действительно, когда утрачено доверие, дружбу трудно вернуть. А какой пример из притчи доказывает это? |
- Это история с подушкой. - Пух разлетелся по всем сторонам. Как и их дружба. - Пух невозможно собрать. Значит, и дружбу не вернуть. |
- А что вы можете сказать о втором юноше? |
- Он гордый. А еще он верный. И надежный, потому что во время ссоры он не рассказывал ничего о ссоре и о своем друге. На него можно положиться. - Вот он и был настоящим другом. А первый юноша этого не оценил. |
- А почему притча называется «Плохие слова»? |
- Потому что именно плохие слова разрушили дружбу юношей. - Потому что мы в ссоре иногда говорим вслух все свои обиды посторонним людям. И первый юноша высказывал их по всему селу. А его другу было больно и обидно это. |
Какую пословицу можно подобрать к изложенной в притче ситуации? |
-Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь…
|
- Посмотрите, какая маленькая притча, а как много в ней мудрости! Чему она нас учит? |
- Надо дорожить дружбой - Не предавать. - Стараться не потерять доверие. - А мне кажется, что надо лучше выбирать друзей. Внимательнее. Потому что ненадежный друг может тебя предать в самую трудную минуту. |
Давайте подкрепим наши выводы синквейном. (Все вместе составляем синквейн по теме притчи) |
ДРУЖБА Крепкая, надежная Ведет, помогает, спасает Дружба- это дар! Доверие |
Возможен вариант работы, когда притча читается не полностью и дети сами проектируют ее окончание. В этом случае добавляется вопрос: "Как вы думаете, какими словами заканчивается притча?" Далее диалог будет зависеть от вариантов окончания. И каждый вариант можно обсудить отдельно, почему так, а не иначе.