Методика работы с притчей на уроках ОРКСЭ

Цель урока: формирование у учащихся ценностного отношения к понятию "дружба".

Задачи урока:
- углубить представление детей о таком понятии, как дружба, расширить представление о видах взаимоотношений людей в обществе (приятель, товарищ, друг).
- развивать умение анализировать свои и чужие поступки; отстаивать собственное мнение; уметь предвидеть последствия поступков; высказывать свою точку зрения в диалоге.

- воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.

Работа с притчей (фрагмент урока)

Плохие слова

Два друга поссорились. И один начал всем говорить плохие слова о своем друге. Но потом он успокоился и понял, что был неправ. Он пришел к другу и начал у него просить прощения.

Тогда второй юноша сказал:
- Я тебя прощу. Только при одном условии. Возьми подушку и выпусти все перья на ветер.

Первый друг так и сделал. Он разорвал подушку. А ветер разнес перья по всему селу.
Довольный друг пришел к другому и сказал:
- Выполнил твое задание. Я прощен?
- Да, если ты соберешь все перья обратно в подушку.

Но сами понимаете, что это невозможно собрать все перья обратно. Так и плохие слова, которые уже разлетелись по всему селу нельзя забрать обратно.

Учитель

Ученики

- Скажите, ребята, о чем рассказывает эта притча?

- О ссоре двух друзей.

- Почему распалась дружба двух юношей?

- Потому что один из них стал говорить о другом всякие гадости.

- Наверное, он был очень вспыльчивый и говорил сгоряча..

- А как вел себя второй юноша?

- Он переживал из-за ссоры, но молчал.

- Ему было, наверное, тяжело, потому что друг его предал.

- Первый юноша был нехороший человек. Он подлый. И не может быть настоящим другом.

- Возможно ли примирение друзей?

- Нет. Первый юноша показал, что он ненадежный друг. А если еще будут ссоры, он же снова может предать.

- Я думаю, что они больше не будут дружить, потому что первому юноше нельзя доверять. А в дружбе важно доверие.

- Я согласна с Димой. Действительно, когда утрачено доверие, дружбу трудно вернуть. А какой пример из притчи доказывает это? 

- Это история с подушкой.

- Пух разлетелся по всем сторонам. Как и их дружба.

- Пух невозможно собрать. Значит, и дружбу не вернуть.

- А что вы можете сказать о втором юноше?

- Он гордый.

А еще он верный. И надежный, потому что во время ссоры он не рассказывал ничего о ссоре и о своем друге. На него можно положиться.

- Вот он и был настоящим другом. А первый юноша этого не оценил.

- А почему притча называется «Плохие слова»?

- Потому что именно плохие слова разрушили дружбу юношей.

- Потому что мы в ссоре иногда говорим вслух все свои обиды посторонним людям. И первый юноша высказывал их по всему селу. А его другу было больно и обидно это.

Какую пословицу можно подобрать к  изложенной в притче ситуации?

-Дружба  как стекло, разобьешь – не склеишь…

 

- Посмотрите, какая маленькая притча, а как много в ней мудрости! Чему она нас учит?

- Надо дорожить дружбой

- Не предавать.

- Стараться не потерять доверие.

- А мне кажется, что надо лучше выбирать друзей. Внимательнее. Потому что ненадежный друг может тебя предать в самую трудную минуту.

Давайте подкрепим наши выводы синквейном. (Все вместе составляем синквейн по теме притчи)

ДРУЖБА

Крепкая, надежная

Ведет, помогает, спасает

Дружба- это дар!

Доверие

Возможен вариант работы, когда притча читается не полностью и дети сами проектируют ее окончание. В этом случае добавляется вопрос: "Как вы думаете, какими словами заканчивается притча?" Далее диалог будет зависеть от вариантов окончания. И каждый вариант можно обсудить отдельно, почему так, а не иначе.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ОРКСЭ