Конспект урока по ОРКСЭ на тему: "Дружба"

Модуль "Светская этика" 4 класс.

Цель: формирование у детей понятий о дружбе и соответствующих правилах.

Задачи:
- раскрыть социальную и личностную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности учащихся;
- содействовать воспитанию чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде через групповую работу.

Организационный момент

Все вместе: "Доброе утро!",- скажем мы с вами
И начнём заниматься делами.
Будем учиться, будем трудиться.
В жизни это нам пригодится!

Актуализация знаний

1. Серия картинок из сказок

2. Обсуждение.
- Что объединяет эти картинки?
- С чего начинают строительство дома? (С фундамента)
- Какое условие является основным для успешной работы? (Дружная и сплочённая работа)

3. Тема урока

Учитель читает стихотворение:
Слово это серьёзное.
Главное и важное
То, что значит оно -

Очень нужно для каждого.
В нём отношения, основанные на доверии,
На тепле и радости,
На заботе и привязанности,

На верности и преданности.
В нём стремленье
Другому быть нужным.
Что же это? Конечно, дружба!

- Какой же будет тема нашего урока? (Дружба)

4. План работы

- Как вы думаете, а что будет являться строительным материалом для нашего дома? (Правила, законы дружбы)

- Какие виды работ вы могли бы предложить на уроке, чтобы раскрыть эту тему?

Работа над новым материалом

1. Работа над понятием "дружба"

- Работа в группах. Обсуждение понятия.
- Работа со статьёй в учебнике с.32. Найти определение понятию.

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Составление правил

Коллективная работа 
а) Работа по картине "Два барана на мосту"
- Дайте совет этим героям.

Формулировка правила: УМЕЙ УСТУПИТЬ (на доску).
б) Работа над притчей.

Притча

(рассказывает учитель)

Как-то два друга много дней шли по пустыне. В какой-то момент друзья поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас.

Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
- Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Формулировка правила: УМЕЙ ПРОЩАТЬ, НЕ ХРАНИ ОБИДЫ (на доску).

в) Отрывок из м/ф "Приключения кота Леопольда".
Формулировка правил: УМЕЙ ПРИЗНАВАТЬ ОШИБКИ
УМЕЙ ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ (на доску).

НЕ ОСКОРБЛЯЙ, НЕ ОБЗЫВАЙСЯ (на доску)

Физминутка 

Под музыку с колобком

Формулировка правила: УМЕЙ ДОГОВАРИВАТЬСЯ (на доску).

Практическая работа в группах

1. Рисуем узоры, чтобы получились:

I группа – три комплекта варежек.
II группа – три пары носков.
III группа – три чайные пары.
IV группа – три комплекта шарф – шапка.

2. Проверка домашнего задания

1 группа. Инсценирование стихотворения "Кто первый?"

Лена - Кто кого обидел первый?
Миша - Он меня!
Гоша - Нет, он меня!
Лена - Кто кого ударил первый?
Миша - Он меня!
Гоша - Нет, он меня!

Лена - Вы же раньше так дружили!
Миша - Я дружил!
Гоша - И я дружил!
Лена - Что же вы не поделили?
Миша- Я забыл!
Гоша - И я забыл!

Лена - Если дружбой
Дорожить,
Можно спорить
И дружить,
И не вспыхнет
Ссоры
Из любого спора.

Формулировка правила: НЕ ССОРЬСЯ (на доску).

2 группа. Исполнение частушек

Я у друга взял тетрадь,
Чтоб контрольную списать.
После вышел казус-
Пара двоек сразу!

Я за дружеской спиной
Как за каменной стеной.
Друг мне даст списать ответ
И полезный даст совет.

Прозвенел давно звонок.
Начинается урок.
А дружок мой Коля
Не был нынче в школе.

Я домой к нему пришёл,
Друга дома не нашёл.
Коля без вести пропал-
В игровой ушёл он зал.

Он с компьютером на "ты",
День и ночь играет.
Но таблицу умноженья
Коля плохо знает.

Целым классом мы решили
На поруки Колю взять.
И теперь у Коли
Математика на пять!

Формулировка правила: ПОМОГАЙ ИСПРАВИТЬ НЕДОСТАТКИ (на доску).

3 группа. Инсценирование стихотворения А. Барто "Я лежу, болею"

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Повздыхаю на спине,
Снова на бок лягу,
Не идут друзья ко мне
Навестить беднягу.

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Где товарищи мои?
Как проводят лето?
Без меня ведут бои
На футболе где-то.

Я лежу, болею,
Сам себя жалею.
Жду, когда в конце концов
Распахнутся двери
И ворвутся шесть мальцов,
Пять по крайней мере.

Но в квартире тишина…
Тру глаза спросонок,
Вдруг я вижу (вот те на!) -
Входят пять девчонок.
Пять девчонок сели в ряд
У моей кровати:

- Ну, довольно! – говорят, -
Поболел и хватит.
- Песни знаешь или нет?
Будешь запевалой! –

Я киваю им в ответ:
- Что ж, споём сначала.
Танька (тонкий голосок,
Хвостик на затылке)
Говорит:- А это сок
Для тебя в бутылке.

Чудеса! Мальчишек ждал,
А пришли девчата.
Я же с ними не в ладу,
Воевал когда-то.
Я лежу, болею,
Сам себя жалею.

Формулировка правила: помогай в трудную минуту (на доске).

4 группа. Сценка "Друзья"

Однажды Саша принес в школу электронную игру "Футбол". К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!". - Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. - Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть. На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.- Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. - И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил. - То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Формулировка правила: БУДЬ БЕСКОРЫСТНЫМ И ВЕРНЫМ (на доску).

Обобщение

1. Тест "Какой я друг?"

Какое качество друзей вам всех милей?
а) Искренность 2
б) Доброта 1
в) Ум 0

Чем вы всегда готовы поделиться с друзьями?
а) Своим временем 2
б) Важной для них информацией 0
в) Материальными ценностями 1

Как поступить, если у твоего друга неприятности?
а) Не лезть к нему с советами 0
б) Надо будет – сам попросит 1
в) Сразу сказать, что он может на меня рассчитывать 2

Что скажете, если ваш друг случайно разбил ваши любимые часы (вазу)?
а) Деликатно попрошу его возместить ущерб 0
б) Сделаю вид, что ничего не было 1
в) Прощу, но сначала поговорю 2

Ваш друг общается с несимпатичным вам человеком, ваши действия:
а) Намекну другу на щекотливость ситуации 1
б) А никак! Буду общаться с другом, как прежде! 2
в) На время прекращу общаться с другом, пусть он подумает почему 0

8 – 10 очков: вы действительно, верный друг! Можете быть уверены в том, что в трудной ситуации близкие люди не оставят вас в беде. Как и вы их!

4 – 7 очков: у вас есть друзья. Но, увы, вы не всегда проявляете к ним должное внимание.

0 - 3 очка: вы внимательны к себе, а уж потом – к ближнему. А ведь, чтобы стать хорошим другом, надо уметь ставить себя на место друга. И понимать его!

2. Работа в группах (кому сложно – даются подсказки)

1 группа. Что мешает дружбе?
2 группа. Что помогает дружбе?
3 группа. Что даёт дружба?
4 группа. На что ты готов ради дружбы?

На интерактивной доске вычёркиваются ненужные слова.

1 гр. Зависть, ложь, искренность, преданность, обман, милосердие, хитрость, глупость, ненадёжность, жадность, щедрость, ненависть, доверие, честность, бескорыстие, жалость.

2 гр. Зависть, ложь, искренность, преданность, обман, милосердие, хитрость, глупость, ненадёжность, жадность, щедрость, ненависть, доверие, честность, бескорыстие, жалость.

3 гр. Общение, одиночество, взаимопомощь, уверенность, удовлетворение, проблемы, беды, счастье.

4 гр. Помощь, ответственность, выполнение обязательств, проявление заботы, сохранение тайны, взаимовыручка, предательство, обман.

Домашнее задание

Сочинение на тему:

1 мгруппа – Мой друг.
2 группа – Мой приятель.
3 группа – Мой товарищ.
4 группа – Мой знакомый.

Итог урока

Песня "Когда мои друзья со мной" (cл. М. Танича) в исполнении учащихся.

Рефлексия

Группы собирают из разрезанных букв слово ДРУЖБА и каждый на своей букве рисует улыбку.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ОРКСЭ, 4 класс