Цели "Своей игры":
Форма организации: интеллектуальная игра с мультимедийной презентацией.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.
Уровень образования школьников: для участия в игре не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на уроках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.
Оборудование:
Организация подготовки к игре: необходимо подготовить по 5 вопросов по категориям "Литературное чтение", "Окружающий мир", "Математика", "Русский язык", "Калейдоскоп". Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100 – 500 баллов. Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию. Участниками игры являются все учащиеся класса, которые делятся на 3 группы.
Звучит фонограмма "Начало игры". Появляются одна за другой соревнующиеся команды.
- Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас на Интеллектуальном марафоне "Своя игра. Бой смекалистых"
- В игре будут принимать участие три команды:
- Участники игры продемонстрируют сегодня свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области изучаемых в школе предметов: русского языка, чтения, математики и окружающего мира.
1 ученик (мальчик):
Здесь собрались великие умы,
Они, наверное, все учат, изучают,
Сидят за книжками, читают все подряд,
И в "Марафоне" выступают!
2 ученик (девочка):
Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания все умные ребята,
А остальным у них учиться надо.
Учитель:
Мы всем желаем творческих успехов.
Заданья трудные не будут пусть помехой.
Ну что ж, желаем всем "Ни пуха - ни пера!"
Ведь "Марафон" наш - сложная игра!
Начинаем игру. Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из одного тура. Тур содержит 25 вопросов - 5 тем по 5 вопросов в каждой. Каждый вопрос темы имеет свою стоимость —- она варьируется от 100 до 500 очков. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Основная цель игроков - отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков.
- Капитаны команд участвуют в жеребьевке для определения порядка вступления в интеллектуальный бой.
– Капитаны команд приглашаются для жеребьевки!
- Право выбирать категорию и вопрос принадлежит команде...
Вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любой из игроков может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий.
В случае правильного ответа очки начисляются на счет команды игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос.
В случае неверного ответа очки снимаются со счета команды отвечавшего. В этом случае игрок другой команды имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос.
Если в течение трех секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает другой игрок, т.е. происходит переход хода.
Тур продолжается до тех пор, пока в нем не будут разыграны все вопросы. Победителем является та команда, которая набрала большее количество очков. В каждой команде выделяется лучший игрок.
Вопросы для проведения игры
100 С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела)
200 Кто автор сказки "Кот в сапогах"? (Ш. Перро)
300 Как назывались исторические записи, которые вел монах?
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ. (Летопись)
400 Кто и когда создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий - монахи из Византии - создали славянскую азбуку-кириллицу в 9 веке)
500 "Эх, прокачу!"
Кто только на чем не перемещал свое бренное тело в пространстве! Так кто же чем пользовался? Вспомните.
100 Воздух – это смесь газов. Перечислите три основные вида газов. (Азот, кислород, углекислый газ)
200 Ежегодное повторение погоды в какой-либо местности – это ее … (Климат)
300 Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 года, 9 мая 1945 г.)
400 Один из древнейших методов исследования природы. (Наблюдение)
500 Назовите семь чудес света. (Пирамиды Хеопса, храм Артемиды, Мавзолей в Галикарнасе, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский, Александрийский маяк, высота которого 122 м)
100 Упражнение "Сопоставь, что чем измеряется" (прямая – линейка, окружность – циркуль, угол – транспортир, скорость спидометр)
200 Правда ли, что крокодилы притворяются бревнами, чтобы спастись от врагов? Решить цепочку. (Крокодилы действительно похожи на плавающие бревна, но они не пользуются этим сходством, чтобы подкрасться к своим жертвам)
300 Почему мужчины снимают головной убор, заходя в помещение? Решить уравнение. (Оказывают уважение дому и людям, находящимся в нем – 7)
400 Найти длину поля прямоугольной формы, если Р = 320 м, ширина – 60 м. (320 : 2 - 60 = 100 м)
500 Математическая грамматика. ("Жидкость измеряем литрами", "Квадратный сантиметр мера площади")
100 "Фразеологический зверинец"
Добавить недостающее слово – название животного:
Голоден, как … (волк)
Болтлив, как … (сорока)
Здоров, как … (бык)
Нем, как … (рыба)
200 Разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.
Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ. (подснежник)
300 Объясни следующие фразеологизмы двумя словами.
Хоть шаром покати - (ничего нет)
Цены нет - (очень дорогой)
Хоть пруд пруди - (очень много)
Мухи не обидит - (очень добрый)
На вес золота - (очень дорогой)
400 Разгадайте ребусы. (Минус, вершина, задача, один, восемь, точка)
500 Хитрые вопросы по словообразованию.
Как из маленького хвостика сделать большой? (хвостик - хвост)
Можно ли превратить рыбу в человека? (рыба - рыбак)
Можно ли из одного стола построить комнату? (стол - столовая)
Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (лесник – лес)
100 Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей)
200 Из чего получают сахар? (из сахарной свеклы или сахарного тростника)
300 Сколько цветов в спектре радуги? (7)
400 Назовите детский юмористический киножурнал. ("Ералаш")
500 На сколько миллиметров за месяц вырастают волосы? Реши задачу.
От полоски, длиной 1 дм отрезали 7 см, а потом еще 1 см 8 мм. Какой стала длина полоски? (12 мм)
Ведущий:
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в "Марафоне" отличился?
- Слово предоставляется жюри для подведения итога нашей встречи. (Награждение. Ведущий благодарит детей за участие в интеллектуальном марафоне "Своя игра. Бой смекалистых")
- Большое спасибо уважаемым членам жюри за работу. До новых встреч!