Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 4 класс разработана на основе примерной программы по физической культуре, утвержденной приказом Министерства образования РФ 05.03.2004 № 1089 и авторской учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005) и сборника «Концепция и программы для начальной школы в 2 частях» комплекта «Школа России», Москва, Просвещение, 2008 год.
Программа представлена на 13 листах
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Содержание курса
Требования к уровню подготовки
Комплекс нормативов по народным играм
Тесты
Правила выполнения тестов по народным играм
Игры, применяемые при прохождении разделов программы
Календарно – тематическое планирование
Цели:
- сформировать у учащихся начальной школы основы здорового образа жизни;
- развивать творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности.
Задачи:
- укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучать простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа обучения физической культуре направлена на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материальноотехнической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы).
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную.
В авторскую программу внесены изменения: добавлено 3 часа, согласно учебному плану школы, который рассчитан на 35 учебных недель.
Добавлены темы – раздел «Подвижные игры»
Учебно-методические пособия:
Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б. - Просвещение, 1908.
На учебный предмет «Физическая культура» отводится:
всего 105 часа в год.
в неделю 3 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Учащиеся должны знать:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
- выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
- взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культурой.
- По окончании начальной школы обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Содержание учебной программы
Основы знаний о физической культуре в процессе урока
Подвижные игры c элементами спортивных игр - 38ч.
- «Класс, становись!»
- «Два мороза»
- «Пятнашки»
- «Чай, чай, выручай»
- «Прыгающие воробушки»
- «Зайцы в огороде»
- «Лисы и куры»
- «Кто дальше бросит»
- «Точный расчет»
- «Метко в цель»
- Ловля и передача двумя руками.
- Ведение мяча индивидуально на месте и в шаге.
- «Играй, играй, мяч не теряй»
- «У кого меньше мячей»
- «Школа мяча»
- «Мяч в корзину»
- «Попади в обруч»
- «Охотники и утки»
- Правила игр.
- Ведение мяча ногами.
Гимнастика с элементами акробатики - 35ч.
- Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, с гимнастической палкой, набивными мячами.
- Группировка.
- Перекаты в группировке назад, боком.
- Перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях.
- Лазанье по гимнастической стенке и канату.
- Лазанье по наклонной поверхности (скамейка) стоя на коленях и в упоре присев.
- Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке
- Перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
- Перелезание через гимнастического коня.
- Равновесие на одной ноге на гимнастической скамейке.
- Ходьба по гимнастической скамейке.
- Приставной шаг.
- Шаг галопа.
- Шаг польки.
- Построение в колонну и шеренгу, круг по одному.
- Размыкание на вытянутые руки.
- Повороты направо, налево, «Шагом марш», «Класс стой»
- Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые в движении и на месте.
- Комплексы общеразвивающих упражнений различной координации сложности.
- Правила техники безопасности на уроках гимнастики.
- Название гимнастических снарядов.
- Режим дня.
- Утренняя гимнастика.
- Гигиена тела.
- Закаливание.
- Виды осканки.
- Значение расслабления и напряжения мышц.
- Танцевальные связки.
- Акробатические связки.
- Комплекс упражнений с предметами (мяч, гимнастическая палка)
- Прыжки через скакалку.
Легкоатлетические упражнения -21ч.
- Правила безопасности на уроках физической культурой.
- Сочетание различных видов ходьбы.
- Обычный бег.
- Бег с изменением направления движения.
- Бег с высоким подниманием бедра.
- Бег с захлестыванием голени.
- Бег в чередовании с ходьбой.
- Бег с преодолением препятствий.
- Челночный бег 3 х 5 м.
- Эстафеты с бегом на скорость.
- Равномерный бег до 3 минут.
- Кросс по пересеченной местности до 1 км.
- Бег с ускорением от 10 до 15 м.
- Бег 30 м на время.
- Бег 60 м на время
- Прыжки на1- 2-х ногах на месте и с продвижением вперед.
- Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
- Прыжки на двух ногах боком с продвижением вперед.
- Прыжки в длину с места.
- Прыжки в длину с места с выпрыгиванием вверх.
- Прыжки через гимнастическую скамейку.
- Прыжки с гимнастической скамейки с приземлением на 2 ноги.
- Прыжки в длину с разбега без обозначения толчка.
- Прыжки в длину с разбега толчком одной ноги с приземлением на 2 ноги.
- Прыжки в длину с разбега толчком одной через плоские препятствия (набивной мяч, поролон, через натянутую резинку).
- Прыжки на 2-х ногах в приседе.
- Прыжки на 2-х ногах в приседе с поворотом.
- Игры с прыжками с использованием скакалок.
- Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания.
- Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель 2 х 2 с расстояния 3-4 м.
- Бросок набивного мяча весом 500 гр. двумя руками от груди вперед-вверх из положения стоя ноги на ширине плеч.
- Тоже, но на дальность
- Понятие короткая дистанция
- Бег на скорость.
- Бег на выносливость.
- Равномерный бег до 6 минут.
- Соревнования в беге на 30 м.
- Прыжки через небольшие вертикальные (40 см) и горизонтальные препятствия (до 100 см).
- Броски больших и малых мячей на дальность и в цель правой и левой рукой.
Лыжная подготовка - 11ч.
- Надевание лыж.
- Переноска лыж.
- Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.
- Повороты на месте переступанием.
- Подъемы и спуски под уклон.
- Передвижение на лыжах до 1 км.
- Основные требования к одежде.
- Температурный режим занятий на улице.
- Техника безопасности на уроках по лыжной подготовке.
- Прохождение дистанции 500м на время.
Итого --------------------------------------- 105ч.
Комплекс нормативов по народным играм
Тесты
1. Челночный бег (1-й класс – 2ґ15 м; 2-й класс – 2ґ20 м; 3-й класс – 2ґ25 м; 4-й класс – 2ґ30 м), в котором происходит смена направления и скорости движения, встречающаяся в лапте, салках, горелках, в играх «Рыбаки», «Волк во рву» и др. Контроль кондиционных и координационных свойств.
2. Набрасывание малого мяча на горизонтальную цель с заданной траекторией. Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Лапта», «Котлы», «Чижик» и др. Контроль координационных свойств.
3. Бросок мяча на дальность (малого). Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Лапта» и др. Контроль кондиционных свойств.
4. Бросок битой в цель. Аналогичные движения используются в русских народных играх: «Городки», «Кашевары», «Бабки», «Городок-бегунок» и др. Контроль координационных и кондиционных свойств.
5. Передачи в стену малого мяча за 30 сек. в круг диаметром 50 см. В этом упражнении требование к развитию кисти ребенка. Подобные требования предъявляются в русских народных играх и развлечениях: «Перетягивание в парах», «Цепи-кованы», «Кошки-мышки» и др. Контроль координационных свойств.
6. Удары битой по малому мячу с собственного подбрасывания. Требуется соблюдать точность выполняемых действий. Аналогичные требования к совершаемым двигательным действиям предъявляются в «Чижике», «Лапте», «12 палочках», «Боях на бревне» и других русских народных играх. Контроль координационных свойств.
Таким образом, предлагаемые тесты соотносятся с системой движений, применяемых в русских народных играх и развлечениях, и являются носителями информации о навыках, формируемых элементами народной культуры.
Правила выполнения тестов по народным играм
Челночный бег
Выполняется с высокого старта, обязательно пересечь противоположную линию разметки двумя ногами.
Удары по мячу на точность
Выполняются с собственного подбрасывания, удар засчитывается при приземлении мяча за трехметровой отметкой.
Набрасывания мяча на горизонтальную цель
Выполняются 10 попыток с расстояния 2 м движением прямой руки снизу вверх, ладонь вверх, на точность попадания.
Высота мишени указана.
Передачи малого мяча в стену за 30 сек.
Выполняются с расстояния 2 м в круг диаметром 0,5 м.
Броски малого мяча на дальность
Выполняются с разбега.
Броски битой в горизонтальную цель
Выполняются 10 бросков поочередно с 3 и 6 м в цель (диаметр 2 м). Бита пускается маховым боковым движением прямой рукой.
Игры, применяемые при прохождении разделов программы
Легкая атлетика: «Считалки»; «Горелки»; «Хоровод»; «Два мороза»; «Салки»; «Дедушка-рожок»; «У медведя во бору»; «Коршун»; «Гуси»; «Стадо»; «Не боимся мы кота»; «Шлепанки»; «Воробьи и вороны»; «Пятнашки» (вар.); «Корзинки»; «Шишки, желуди, орехи»; «12 палочек»; «Скакалка-подсекалка»; «Волк во рву»; «Лапта»; «Бабки»; «Котлы»; «Чижик»; «Платочек-летуночек»; «Ляпка»; «Городок-бегунок»; «Рыбаки»; «Невод»; «Кашевары».
Гимнастика: «Считалки»; «Жмурки»; «Заря»; «Игровая»; «Схвати змею за хвост»; «Третий – лишний»; «Змейка»; «Кошки-мышки»; «Бои петухов»; «Чехарда»; «Зайцы и морковь»; «Удочка»; «Голубь»; «Перетягивание в парах»; «Тяни в круг»; «Перетяни за черту»; «Борющаяся цепь»; «Бои на бревне»; «Пустое место»; «Ворон-синица»; «Перетягивание каната»; «Колечко»; «Козел.
Баскетбол: «Охотники и утки»; «Лапта»; «Встречный бой»; «Горячий мяч»; «Рыбы, птицы, звери»; «На драку собаку»; «Попади в хвост»; «Пятнашки с мячом».
Плавание: «Морское сражение»; «Кто быстрее?»; «Стрела»; «Пятнашки в воде»; «Рыбы и сеть»; «Карлики и великаны»; «Охотники и утки»; «Караси и карпы»; «Окунь в сетке»; «Бои морских коней»; «Караси и щука»; «Вырвись из круга»; «Буксир».
Лыжная подготовка: «Два мороза»; «Не уступлю горку»; «Кому на ком»; «Городки»; «Царь горы»; «Солнышко»; «Кто быстрее?»; «Кто дальше?»; «Снежки»; «Катание на санках»; «Цепи-кованы».
Учебно-методические пособия:
Основные учебные пособия.
Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Мейксона Г.Б., Любомирского Л.Е., Кофмана Л.Б. - Просвещение, 1909.
Физическая культура. 1 - 4 кл. Под ред. Ляха В.И., Любомирского Л.Е., Мейксона Г.Б. - Просвещение, 1908.
Физическое воспитание учащихся. 1 - 4 кл. Пособие для учителя. Под ред. Ляха В.И. - Просвещение, 1997.
Дополнительные материалы.
Искусство быть красивыми. Книга для учащихся и родителей. Бендарская И.Г. - Просвещение, 1994.
Аэробика на все вкусы. Лисицкая Т.С. Книга для учащихся. - Просвещение, 1994.
Мы - атлеты. Акопянц И.Н. Книга для учащихся и родителей. - Просвещение, 1994.
Учебная гимнастика. Книга для учащихся. Баллингер Э. - Просвещение, 1996.
Методика физического воспитания учащихся В.И.Лях. / пособие для учителя, 2005.
Физическая культура. Планирование и организация занятий. 3, 4 классы. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2008.
Здоровье – организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью. В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая, Е.Л. Рачевский.
В.И. Лях. Твой друг – физкультура. I – IV классы. – М.: Просвещение, 2005 г.