Цели: Расширить представление о стилизации формы, о моделировании животных; научить выполнять помпоны из ниток; способствовать формированию навыков экономного расходования материалов; воспитывать терпение, аккуратность, самостоятельность; развивать эстетический вкус и мелкую моторику рук.
Оборудование: образец готового изделия, рисунки с изображением колобка, пошаговая инструкция изготовления, клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, черный фломастер, шаблоны изделия, вязальные нитки, цветная бумага.
I. Вступительная часть.
1. Приветствие
Учитель: Здравствуйте ребята. Посмотрите все на меня. Покажите мне, что вы уже готовы начинать урок. А теперь тихонечко садитесь.
2. Организация рабочего места
Учитель: Давайте проверим все ли у вас готово к уроку. Я буду называть вам те предметы, которые должны лежать у вас на парте, а вы будете мне их показывать и откладывать их слева от себя: клей ПВА, ножницы, кисточки для клея, черный фломастер, цветная бумага. Все лишнее с парты убрать
3. Повторение правил безопасной работы с ножницами
Учитель: Сегодня на уроке труда мы будем работать с ножницами. Вспомните, как необходимо с ними обращаться? Расскажите.
Дети:
- Ножницы кладут с правой стороны кольцами к себе.
– Передают ножницы кольцами от себя.
– Ножницы нельзя близко подносить к лицу, глазам.
– Нельзя размахивать ими.
– Необходимо соблюдать аккуратность при вырезании.
4. Вступительная беседа
Учитель: Ребята, вспомните, какой персонаж из сказки умудрился сбежать и от бабушки, и от дедушки?
Дети: Колобок.
Учитель: Правильно, а от кого он еще сумел уйти?
Дети: От медведя, от волка, от зайца.
Учитель: Правильно. А от кого ему все же не удалось уйти?
Дети: От лисицы.
Учитель: Хорошо. Посмотрите на доску (открывается доска с темой и целью урока), тема сегодняшнего урока «Чудесные шарики». Как вы думаете, кого вы будете учиться делать на этом уроке?
Дети: Колобка.
Учитель: Правильно, колобка. Я вам принесла картинку с его изображением, чтобы вы вспомнили, как он выглядит. И цель нашего урока будет звучать следующим образом: «Научиться делать помпоны».
II. Основная часть.
План работы
1. Помпоны и образцы игрушек из них
Учитель: Ребята, посмотрите какие помпоны вы будете учиться делать (демонстрация помпона). Скажите, где вы уже встречали такие помпоны раньше?
Дети: На шапке, шарфике.
Учитель: А сейчас откройте учебники на 45 странице и посмотрите, каких животных можно сделать например из 2 помпонов.
2. Анализ изделия.
Учитель: Посмотрите на уже готового колобка, которого я вам принесла как образец. Как вы думаете, из чего он сделан?
Дети: Из ниток.
Учитель: Если мы раскроем руками бочек колобка, то, что увидим?
Дети: Это пучок ниток.
Учитель: Правильно, это пучок ниток, который перевязали в середине. Посмотрите, какие ровные бока у колобка. Сегодня мы с вами будем делать помпон, из которого можно получить колобка.
3. Отделка изделия.
Учитель: Колобок - пушистая игрушка. Я её сделала из ниток, как помпон на шапке. К помпону приклеила детали из бумаги – глаза, нос, рот.
Последовательность выполнения
Учитель: Ребята, посмотрите на доску, там написан план изготовления колобка, по которому мы будем работать на протяжении урока. Давайте прочитаем его.
План:
III. Практическая работа
Учитель: Перед тем, как приступить к работе, я хочу предупредить, что ваши работы будут оцениваться высоко, если они будут качественно и аккуратно сделаны. Так же будет оцениваться, насколько красиво и интересно вы оформите свою работу. Понятно?
Дети: Да.
Учитель: Давайте обратимся к нашему плану. Что мы должны сделать в первую очередь?
Дети: Изготовить два кольца.
Учитель: Правильно. Для этого я приготовила для вас шаблоны колец (раздача шаблонов). Обведем фломастером на картоне два раза шаблон кольца. Вырежем из картона кольца.
Учитель: Смотрим план. Что мы делаем следующим этапом?
Дети: Вырезаем челночок.
Учитель: Правильно. Для этого вы вырезаете длинный прямоугольник такой ширины, что бы он хорошо подходил в кольца. Сделаем на прямоугольнике треугольные вырезы – получился челночок. Далее нам надо намотаем на него нитки.
Чтобы экономно расходовать нитки, будем наматывать их на кольца с помощью челночка по частям.
Возьмите кончик нитки в ту руку, которая противоположна соседу по парте и вытяните ее в сторону. Аккуратно чтобы ни кого не задеть и не ударить. Другой рукой держите клубок.
Возьмите еще раз нитку у основания клубка и выполните такое же действие. Отрежьте нитку у основания клубка.
Намотайте отрезанную нитку на челночок.
Учитель: Хорошо. Посмотрите на план. Что мы делаем третьим этапом?
Дети: Намотать на кольца нитку.
Учитель: Правильно. Возьмем картонные кольца, сложим их вместе и начнем обматывать ниткой. Каждый виток уложим близко к соседнему. Намотаем один слой.
Физкультминутка
Учитель: Продолжаем работу.
Будем наматывать нитку до тех пор, пока челночок не сможет проскакивать в отверстие. Если нитка закончилась, а челночок еще пролазит в кольца. Отмерьте нитку таким же образом и как и ранее намотайте ее на челночок.
Когда челночок не сможет проскакивать в отверстие, размотайте нитку и просовывайте ее помогая пальчиками.
Учитель: И снова обращаемся к нашему плану. Что мы делаем дальше?
Дети: Надо нарезать бока, перетянуть помпон.
Учитель: Правильно. Разрежем по ребрышку нитки, будто хотим достать кольца. Получается такая заготовка.
Протянем прочную нитку между кольцами и туго свяжем середину заготовки. Осторожно снимем кольца, распушим шарик.
Учитель: У нас получился колобок. Только чего не хватает у колобка?
Дети: Глаз, носа, рта.
Учитель: Вы правы. Какой у нас последний пункт плана?
Дети: Наклеить нос и глаза.
Учитель: Возьмите обрезки цветной бумаги. Так как детали лица маленького размера, нам не надо резать целый лист, а достаточно маленьких кусочков.
Разметим на глаз детали лица.
Вырежем все детали лица, нарисуем на глазах зрачки.
Приклеим все детали на помпон.
Учитель: Красивый колобок лежит у каждого из вас на парте.
IV. Рефлексия.
Подведение итогов
Учитель: Скажите, научились ли вы делать помпоны?
Все ли вам было понятно?
Учитель: Из чего вы сделали колобка?
Дети: Из ниток.
Учитель: Что сначала сделали из ниток?
Дети: Помпон.
Учитель: С чего начали изготовление помпона.
Дети: Вырезали 2 кольца и челночок.
Учитель: Почему 2 кольца вырезали?
Дети: Потому что связывали помпон между кольцами.
Учитель: Для чего нужен челночок? Можно ли наматывать прямо с клубка?
Дети: Челночок узкий и легко проходит в отверстие колец.
Учитель: Можно ли сделать помпон разноцветным? Как?
Дети: Наматывать нитки разных цветов.
V. Выставка работ
Учитель: Сейчас ряд возле окна выходит к доске и демонстрирует работы.
Анализ учителя
Второй ряд демонстрирует свои работы.
Анализ учителя
VI. Уборка рабочих мест
Учитель: Убираем рабочие места.