Открытый урок по русскому языку для 4 класса "Три склонения имен существительных в единственном и множественном числе"

Цель урока: учить строить свои высказывания, изменять имена существительные в единственном и множественном числе.

Задачи:

  • формировать знания об изменении существительных по числам, падежам и родам;
  • развивать умение правильно склонять существительные в единственном и множественном числе;
  • учить находить имена существительные множественного числа в тексте и определять склонение, падеж.

Ход урока

Мотивационный этап

Звучит спокойная музыка. Педагог вывешивает на доску снежное облако.

- Ребята, посмотрите на эту картинку. Какие ощущения она у вас вызывает? (холод, мороз, дрожь, стужу)
- Давайте тогда согреемся. А для этого отправимся в сказочный лес.
- Ребята, сядьте прямо и закройте глаза. Дышите глубоко и спокойно. Представьте, что двери нашего класса открылись и мы попали в лес.

- Перед нами лесная полянка, залитая солнечным светом. Мы легли на мягкую шелковую травку, лучи солнышка согревают наши щечки. Над нами летают яркие бабочки. Птицы поют свои песни. Нам спокойно, уютно.
- Вы чувствуете себя уверенно. Но время пролетело быстро и нам пора возвращаться. Мы радостные, успешные, уверенные вернулись в класс. (Дети открывают глаза)

Актуализация знаний

У каждого ребенка на парте лежит схема "Ассоциативный куст". В центре схемы изображена картинка - Новый год.
- Ребята, напишите слова, обозначающие предметы, которые ассоциируются с Новым годом. (ёлка, игрушки, подарки, мандарины, оливье, фейерверк, Дед Мороз, снег, и т.д.)

Ассоциативный кустАссоциативный куст

- Назовите слова, которые употреблены в единственном числе. (Например: ёлка, салат)

- У каждого из вас дома стоит елка, а у нас вместе стоят – "ёлки".
- Мама приготовила один салат, а если их несколько, то на столе стоят - "салаты".
- Кто может сформулировать тему урока - "Склонение имен существительных множественного и единственного числа.

Оформление рабочей записи

Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Наконец-то ты пришла
К нам красавица (зима)

- Какой звук стоит в начале слова – "з".

Минутка чистописания "Кораблик"
(проводится на ладошке)

Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут. (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок. (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем "нарисовать" кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки. (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Гимнастику повторяют дважды, меняя ладошки.
- Ребята, откроем тетрадки и запишем – число, классная работа. Пропишем строчную и прописную букву "з".

Строчная буква "З"Строчная буква "З"

Словарная работа

Работа в парах. Детям раздают картинки "Небылицы". Педагог предлагает найти словарные слова и объяснить его правописание.

Картинки "Небылицы"Картинки "Небылицы"

Слова: береза, медведь, пальто, арбуз, топор, костер, комбайн, камыш, помидор, корона и т.д.
Дети записывают слова в тетрадь, проговаривая какую букву надо запомнить. (комментированное письмо)

- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
На доске разрезная мнемотаблица.

Разрезная мнемотаблицаРазрезная мнемотаблица

  • Отвечают на вопрос – кто? и что?
  • Бывают мужского, женского, среднего рода
  • Изменяются по родам, числам и падежам
  • Имеет три склонения

Игра "Метелица"

На доске педагог вывешивает три картинки. Дети должны отгадать загадки и определить склонение имени существительного, записав его в нужный столбик проговаривая признаки.

Картинки на доскеКартинки на доске

Загадки

  • Плод могучего дерева. (желудь)
  • Женское украшение для платья. (брошь)
  • Музыкальный инструмент с клавишами. (пианино)
  • Предмет для обогрева жилого помещения дровами. (печь)
  • Час суток в полночь. (ночь)
  • Любимая ягода медведя. (малина)
  • • Строительное сооружение между этажами. (лестница)

Игра "Нас много"

Дети отгадывают загадку. С отгадкой составляют предложение используя существительное во множественном числе и определяют склонение, падеж данного имени существительного. Картинки отгадки висят на доске.

Картинки отгадкиКартинки отгадки

Вопросы:

  1. Небесное тело в ночное время суток. (звезда)
    По звездам можно определить путь. (1 скл., д.п.)
  2. Самое большое водное млекопитающее. (кит)
    За китами плывут корабли. (2 скл., т.п.)
  3. Опасное, непроходимое топкое место. (болото)
    На болоте растут камыши. (2 скл., п.п.)
  4. На вершине чего лежит снег. (гора)
    В горах бывают лавины. (1 скл., п.п.)
  5. Часть дерева с почками. (ветка)
    Ранней весной еще нет листьев на ветках рябины. (1 скл., п.п.)
  6. Мама жеребенка. (лошадь)
    У лошади густая грива. (1 скл., р.п.)

Игра "Мыслитель"

Дети делятся на группы. Каждая группа получает картинки, по которым они должны составить предложение, определить склонение, род, число, падеж заданного имени существительного.

Я любуюсь снежными деревьями в паркеЯ любуюсь снежными деревьями в парке

Я любуюсь снежными деревьями в парке. (2 скл., ср.р., т.п., мн.ч.)

На кормушках сидят снегириНа кормушках сидят снегири

На кормушках сидят снегири. (2 скл., м.р., п.п., мн.ч.)

Рефлексия

На доске висит новогодняя елочка. Вокруг елочки дети прикрепляют смайлики разных эмоций.

Размер:
400.92 Kb
Скачали:
54