Цель урока: учить строить свои высказывания, изменять имена существительные в единственном и множественном числе.
Задачи:
Звучит спокойная музыка. Педагог вывешивает на доску снежное облако.
- Ребята, посмотрите на эту картинку. Какие ощущения она у вас вызывает? (холод, мороз, дрожь, стужу)
- Давайте тогда согреемся. А для этого отправимся в сказочный лес.
- Ребята, сядьте прямо и закройте глаза. Дышите глубоко и спокойно. Представьте, что двери нашего класса открылись и мы попали в лес.
- Перед нами лесная полянка, залитая солнечным светом. Мы легли на мягкую шелковую травку, лучи солнышка согревают наши щечки. Над нами летают яркие бабочки. Птицы поют свои песни. Нам спокойно, уютно.
- Вы чувствуете себя уверенно. Но время пролетело быстро и нам пора возвращаться. Мы радостные, успешные, уверенные вернулись в класс. (Дети открывают глаза)
У каждого ребенка на парте лежит схема "Ассоциативный куст". В центре схемы изображена картинка - Новый год.
- Ребята, напишите слова, обозначающие предметы, которые ассоциируются с Новым годом. (ёлка, игрушки, подарки, мандарины, оливье, фейерверк, Дед Мороз, снег, и т.д.)
- Назовите слова, которые употреблены в единственном числе. (Например: ёлка, салат)
- У каждого из вас дома стоит елка, а у нас вместе стоят – "ёлки".
- Мама приготовила один салат, а если их несколько, то на столе стоят - "салаты".
- Кто может сформулировать тему урока - "Склонение имен существительных множественного и единственного числа.
Оформление рабочей записи
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Наконец-то ты пришла
К нам красавица (зима)
- Какой звук стоит в начале слова – "з".
Минутка чистописания "Кораблик"
(проводится на ладошке)
Твоя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут. (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок. (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем "нарисовать" кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно. (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки. (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
Гимнастику повторяют дважды, меняя ладошки.
- Ребята, откроем тетрадки и запишем – число, классная работа. Пропишем строчную и прописную букву "з".
Словарная работа
Работа в парах. Детям раздают картинки "Небылицы". Педагог предлагает найти словарные слова и объяснить его правописание.
Слова: береза, медведь, пальто, арбуз, топор, костер, комбайн, камыш, помидор, корона и т.д.
Дети записывают слова в тетрадь, проговаривая какую букву надо запомнить. (комментированное письмо)
- Ребята, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном.
На доске разрезная мнемотаблица.
Игра "Метелица"
На доске педагог вывешивает три картинки. Дети должны отгадать загадки и определить склонение имени существительного, записав его в нужный столбик проговаривая признаки.
Загадки
Игра "Нас много"
Дети отгадывают загадку. С отгадкой составляют предложение используя существительное во множественном числе и определяют склонение, падеж данного имени существительного. Картинки отгадки висят на доске.
Вопросы:
Игра "Мыслитель"
Дети делятся на группы. Каждая группа получает картинки, по которым они должны составить предложение, определить склонение, род, число, падеж заданного имени существительного.
Я любуюсь снежными деревьями в парке. (2 скл., ср.р., т.п., мн.ч.)
На кормушках сидят снегири. (2 скл., м.р., п.п., мн.ч.)
На доске висит новогодняя елочка. Вокруг елочки дети прикрепляют смайлики разных эмоций.