Открытый урок русского языка в 3 классе "Существительное с суффиксом -ок-. Написание суффикса –ок- после шипящих"

Цели и задачи урока:

  • познакомиться с суффиксом -ок;
  • узнать их значение и познакомиться с правилом написания суффиксов -ок- в словах с корнем, оканчивающихся на шипящий;
  • развивать умение рассуждать и анализировать.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки.
  2. Презентация к уроку.
  3. Раздаточный материал для работы в парах, для этапа рефлексии.
  4. Материал для оформления доски.
  5. Учебники УМК "ПНШ" "Русский язык" часть 2, часть 3, тетрадь для самостоятельных работ, карточки для индивидуальной, парной работы, дифференцированной домашней работы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала урока. Приветствие.

 

1 минута

 

- Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Меня зовут Вера Владимировна, сегодня мы с вами проведем урок русского языка.
- Поздоровайтесь с  гостями. Улыбнитесь им.  

- У вас есть какие-нибудь знаки приветствия, без слов? Поприветствуйте друг друга. Чудесно!

- Ребята, в поселке Дергачи, во второй школе остались мои золотые ребята. И они приготовили для вас зашифрованное послание. Попробуйте его расшифровать. Внимание на экран. 

Демонстрация видеопослания

- Послание следующее (учитель показывает жестами ). У вас есть какие-то предположения? А могу я раскрыть секрет, расшифровать его на самом деле?

«Я думаю о тебе», «Я говорю о тебе», «Ты в моем сердце».

- Я надеюсь, что это послание войдет в вашу привычную жизнь! Я вижу настроение у вас доброе и  деловое, итак, за работу.  Присаживайтесь.

Приветствуют учителя, гостей, друг друга.

Проверяют готовность к уроку.

Воспринимают информацию, эмоционально настраиваются на плодотворную работу.

Этап мотивации 

 

5 – 6 минут 

 

Минутка чистописания

 

 

 

Орфографическая работа

- Начнем наш урок с такого высказывания:

 «С малой удачи начинается большой успех!»

- Какое ключевое слово в этом высказывании?

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

- Чтобы урок стал успешным, нам предстоит отправиться  в виртуальную прогулку. Всё внимание на экран.

Демонстрируется видеофрагмент  «Прогулка в весеннем лесу» под музыку А. Вивальди «Времена года. Весна»

- Куда мы попали?

- А как вы догадались, что это именно весенний лес? Замечательно.

- Ребята, кому-нибудь из вас знакома мелодия, которая звучала во время просмотра видеоклипа?

- Это музыкальное произведение  итальянского композитора  Антонио Вивальди, называется - «Весна»  из цикла «Времена года». 

- Весна – прекрасная пора в жизни природы! Все вокруг просыпается от долгой зимней спячки, потихоньку тает снежок. Весна как бы символизирует начало новой жизни! Весна сама по себе радует человека! Ведь правда, ребята, приятно ощущать на себе теплые лучики солнца, снять тяжелую одежду и вдохнуть весеннюю свежесть! 

- Ну что, готовы начать работу?

- Тогда откройте, пожалуйста, тетради, отступите от последней записи две строчки вниз, запишите дату- сегодня 16 марта, классная работа. 

- Ребята, а вы не заметили, во время просмотра, какая буква пряталась в лесу? (буква В)

- Давайте на минутке чистописания пропишем букву В и буквосочетания  с ней. Внимание на экран. 

- На доске самые первые весенние цветы- подснежники. На развороте даны слова (снимают, читают). Что можно сделать с этими словами?

В_сной распускаются первые цв_ты.

(составляют и записывают предложение, выполняя орфографическую работу).

- Какие орфограммы в данных словах? (проверяемая безударная  гласная в корне - проверкаа) 

Проблемная ситуация.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. 

Ключ…к, мудр…ц, друж…к, быч…к

- К какой части речи относятся эти слова?

«Блиц-опрос» (устно)

Имя существительное …

- Что это?

- Что обозначает?

- Начальная форма?

- Как может изменяться?

- Какие грамматические признаки может иметь? 

- Что общего у этих существительных?

- У кого написание слов дружок и бычок вызывало затруднение?

- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «ё»?

- Можем ли мы утвердительно сказать, кто из вас прав?

- Выделите часть слова, где находится орфограмма.

- Ребята, а что такое –ок-? Почему?

- После какой буквы находится суффикс –ок-?

- Дайте характеристику звук (ж) и (ч).

- Может кто-то догадался какой теме будет посвящен урок? Попробуйте сформулировать тему?

 

Тема урока: «Написание суффикса –ок- после шипящих" 

Цель урока: создать условия для знакомства с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий.

Дети читают высказывание и определяют мотивацию. Высказывают свои мнения. Доказывают, как надо работать на уроке. 

Просматривают и эмоционально реагируют на классическую музыку и видеофрагмент. 

Участвуют в беседе. 

Работают в соответствии с указаниями учителя. 

Составляют предложение, записывают. Один ученик  работает у доски.  

Анализируют проблемную ситуацию, в ходе работы осознают проблему. 

Вспоминают, над какими понятиями работали.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Называют общие значения (существительные).

Различаются (орфограммы в разных частях слова)

Учащиеся предлагают разное написание  суффикса в словах.

Объясняют расстановку пропущенных орфограмм.

Дают определение суффикс- как часть слова.

Называют тему урока.

Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

 

1- 2 минуты.

 

 

- Ребята помогите спланировать нашу работу. Найдите задачи урока, которые являются лишними по сегодняшней теме.

 

1. Наблюдать за словами с суффиксом –ок- и делать выводы.

2. Упражняться в написании слов с суффиксом –ок-.

3. Оценить свою работу.

4. (лишнее) Упражняться в написании слов с безударным гласным в корне.

5. Познакомиться с правилом написания суффикса -ок- в после шипящих.

6. (лишнее) Узнать о написание суффикса –ищ-.

 

- Итак, проверим,  какие задачи стоят перед нами?

1. Наблюдать за словами с суффиксом –ок- и делать выводы.

2. Познакомиться с правилом написания суффикса -ок- в после шипящих.

3. Упражняться в написании слов с суффиксом –ок-.

4. Оценить свою работу. 

- К каким источникам мы можем обратиться для решения поставленных задач? 

Отвечают на вопросы учителя.

Планируют ход урока, ставят перед собой задачи.

Высказывают свои предположения относительно получения новых знаний.

Реализация построенного проекта

 

Фронтальная, парная, индивидуальная работа.

 

4 минуты.

Работа по обратному словарю. ОС с. 171-172  + УЧ: с. 96-98. 

- Откройте словарь на -К-, ищем столбики на –ОК-.

- Среди этих слов найдите те, в которых суффикс -ок- стоит после корня, оканчивающегося на шипящий согласный.

- Давайте запишем с ними словосочетания: прил.+сущ. Например, красный флажок.

- В существительных поставьте ударения, подчеркните букву шипящего, выделите суффикс.

- Какую закономерность написания суффикса –ок- после шипящих в существительных  вы обнаружили? Какую особенность? Спасибо за ваше мнение. 

- А теперь давайте проверим, верны ли были наши предположения? Откроем ученик на с.98. Прочтите самостоятельно правило в рамочке. 

- Как вы правильно напомнили нам - весной животные пробуждаются от зимней спячки. И вот сейчас весёлый, только проснувшийся ежик, проведет с вами разминку. Повторяйте за ёжиком движения.

Отвечают на вопросы учителя.  У доски двое учеников составляют словосочетания. 

Вывод делают: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

Разминка.

1 минута

Физкультминутка «Веселый ежик» 

Танцуют под музыку

Продолжение этапа «Реализация построенного проекта» 

Работа в РТ с.54. упр.59

Учащиеся работают самостоятельно.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 

4 минуты.

- Сейчас вам предстоит работа в парах с соседом по парте.

Задания даны в карточках. Прочитайте внимательно. Выполните старательно. 

Задание: Образуйте от данных слов слова с суффиксом –ок. Запишите новые слова.

Сапог - ..., бык - ..., пирог - ..., старик - ..., паук - ..., снег - ..., корень -...

Самостоятельно работают в карточках, разгадывают кроссворд, исправляют ошибки.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

 

3 минуты

- Подходит к концу наше путешествие.Теперь предстоит выполнить самостоятельную работу. Перед вами тестовое задание. На выполнение задания дается 3 минуты. Правильный ответ обведите в кружок.

Тест

1. Укажите в каком существительном суффикс написан неправильно.

а) дружок   б) жучёк    в) пастушок

2. Найти ряд с пропущенной –о-:

1) чулоч..к, петуш…к, горш..к

2) прут..к, цвет..к, кирпич…к

3) языч..к, стиш…к, горош…к

4) луж…к, пастуш..к, снеж…к

3. Укажите существительное, в суффиксе которого пишется буква -о-.

а) овраж…к       б) жуч…к      в) горош…к

4. Составьте предложение из слов. Запишите по правилам русского языка.

на, лежит, полянах, еще, снеж…к. 

- Сверьте свои результаты с ответами  на экране, посчитайте баллы, оцените свои знания и умения, поставьте себе соответствующую отметку.

Работают самостоятельно.

 

 

Выполняют самопроверку по эталону.

Итог урока.

Домашнее задание.

 

3 минуты

- Наша виртуальная прогулка подходит к концу.  Еще раз посмотрим план,  по которому мы сегодня работали. Давайте подведем итоги.

- Выберите и продолжите любое предложение:

Я - запомнил (а), чтопосле корня, оканчивающегося на шипящий Ж,Ч,Ш, в суффиксе-ок- пишется буква _______. 

Я - знаю, что всуффиксе существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква ______, если суффикс стоит под ______________.

Я – смог (ла) 

Домашнее разноуровневое задание по карточкам.

- Выберите одно упражнение из двух и выполните его в тетради. 

Упражнение 1.

Образуйте от данных слов новые слова с суффиксом –ок. Запишите.

Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух. 

Упражнение 2.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке: 

Снеж…к, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шаж…к, садочек, звонок, шаг.

Учащиеся ещё раз формулируют тему урока.

Проговаривают основную цель урока.

Проводят учебную рефлексию по карточке. (Методика незаконченного предложения)

 

Дети просматривают материал и выбирают номер упражнения  для выполнения.

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

4 минуты.

 

 

 

 

- Ребята, давайте вернемся  в весенний лес.

Демонстрируется видеофрагмент «Прогулка в осеннем лесу»  под музыку «Звуки леса»

- Закроем глаза и почувствуем свежесть и чистоту воздуха. Глубоко вдохните и выдохните. Какие чувства у вас возникают? 

- Сейчас вам предстоит оценить свою работу на уроке. Перед вами лесенка успеха. Нарисуйте простым карандашом солнышко на нужной ступеньке.  

Нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя - мне всё удалось.

Выполняют самоанализ работы на уроке.

Оценивают собственную работу на уроке.

 

Урок подходит уж к концу и   требует оценки.

Каким он был?... Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

- Опишите наш урок одним словом. 

- Давайте вернемся к секретному посланию моих учеников. В чем заключалось оно? Какими жестами вас поприветствовали мои ребята?

- А теперь мне хотелось бы попрощаться с вами именно так. Жесты сопровождаются словами: «Я буду думать о вас», «Я всем расскажу какие вы замечательные дети», «Вы навсегда останетесь в моем сердце».

- Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы работали. Спасибо гостям за внимание.

Высказывают мнение об уроке, описывая урок 1-2 словами.

Размер:
37.13 Kb
Скачали:
13