Тексты для письма по памяти в 3 классе распределены по темам:
безударные гласные в корне слова, парные звонкие и глухие согласные в корне слова,
слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё»,
слова с двумя безударными гласными в корне,
непроизносимые согласные в корне, правописание приставок,
приставки и предлоги,
разделительный твердый знак (Ъ),
имя существительное.
Данный вид диктантов способствует развитию орфографической зоркости, пунктуационных навыков обучающихся, произвольной памяти, внимания, самоконтроля.
Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса.
Письмо по памяти по теме «Безударные гласные в корне слова»
Ветерок
Порой ночной
Отдыхал в трубе
Печной.
Утром выглянул
Наружу,
Потянулся,
Глянул в лужу,
Чистой тучкой
Вытер нос —
И довёл её до слёз. Э. Мошковская
Письмо по памяти по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Ружьё, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбёшке робкой.
С тех пор драчливый чёрный рак
Не затевает с нею драк. Г. Сапгир
Мишка пьёт горячий чай
И сосёт конфетку.
— Не облейся невзначай,
Повяжи салфетку. A. Барто
Рыбке рак - ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок. B. Лунин
Кто чем сверкает?
Сверкает яркий луг росой.
Карась - боками гладкими,
Мудрец - умом,
Лицо - красой,
А трус - босыми пятками. О. Дриз
Письмо по памяти по теме «Слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё»
Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают.
Пчелиный народец
Медком угощают. (Цветы.)
Под цветком ежиха-мать
Принялась ежат купать.
Кап-кап! Капает роса
На мордашки, на глаза.
Не поймёт ежиха-мать,
Как им спинки отмывать.
И ежата день-другой
Ходят с грязною спиной.
Хоть сиди и месяц жди,
Чтоб закапали дожди.
Радуйтесь, что вы, ребята,
Не колючие ежата. Г. Виеру
Письмо по памяти по теме «Слова с двумя безударными гласными в корне»
Волосата, зелена,
В листья прячется она.
Хоть и много ножек,
А бежать не может. (Гусеница.)
Лесничий
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - лесничий. В. Степанов
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса. А. Блок
Письмо по памяти по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
Грустный клоун - бегемот
Грустным голосом поёт
Песню грустную-прегрустную:
- Я люблю лягушку вкусную. Г. Сапгир
На лугу поспела кашка,
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
— Ничего вкуснее нет! А. Шибаев
Письмо по памяти по теме «Правописание приставок»
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь. Н. Греков
Скоро подарит
Солнце рассвет,
Выкрасит кожу
В розовый цвет. Г. Горбовский
С неба к нам он прилетел,
Покружился, тихо сел
И застуженную землю
В шубу белую одел. (Снег.)
Письмо по памяти по теме «Приставки и предлоги»
Солнце прячется за бор.
Котофей Иваныч
Залезает на забор —
Прогуляться на ночь. Я. Козловский
Утешение
Меня с утра до вечера
Ругали все вокруг.
А пёс ко мне доверчиво
Прижался - верный друг.
Вздохнул. И замер под рукой.
И не такой уж я плохой! В. Азбукин
Письмо по памяти по теме «Разделительный твёрдый знак (Ъ)»
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется. Э. Мошковская
Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть Т
Те, кто их желает съесть! В. Берестов
Вол ужасно разъярён —
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки —
Объегорил злого волка. В. Лунин
Письмо по памяти по теме «Имя существительное. Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
На букву Ё ты назовёшь
Три слова: ёжик, ёрш и ёлка.
И всё ужасно колко. А. Шибаев
Галка села на забор,
Грач завёл с ней разговор. Б. Тимофеев
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком. Скороговорка