Данный вид диктантов необходим для развития памяти и поэтапного ее увеличения, точности воспроизведения слов.
Зрительно-слуховые диктанты для 3 класса распределены по темам:
безударные гласные в корне слова,
парные звонкие и глухие согласные в корне слова,
непроизносимые согласные в корне,
правописание приставок и предлогов,
разделительный твердый знак (Ъ),
мягкий знак на конце существительных.
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Безударные гласные в корне слова»
Снежная сказка
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки. С. Погореловский
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»
Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать её опасно —
Укусит. Ясно? (Змея)
Лежит на грядке,
Круглый, зелёный, гладкий.
Внутри красный,
На вкус сладкий. (Арбуз)
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапкой кошка. (Скороговорка)
Мост
Лёгкий, гибкий, навесной
Мост над бурною рекой.
Левый с правым бережком
Застегнул, как ремешком. В. Нестеренко
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Слова с буквой Е в корне проверяемой буквой Ё»
Грабли — грести,
Метла — мести,
Весло — везти,
Полозья — ползти. Скороговорка
Летит — молчит,
Лежит — молчит,
Когда умрёт,
Тогда и заревёт. (Снег)
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки. С. Маршак
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Слова с двумя безударными гласными в корне»
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка.
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»
А сегодня праздник в доме,
Пирожки капустные:
Петя выучил уроки,
Все - и даже устные! И. Агеева
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз. С. Маршак
Знайте, не бывает лодки без реки,
Праздника - без песни, хлеба - без муки. М. Пляцковский
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Правописание приставок»
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз. С. Маршак
Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху не собрать. (Небо и звёзды)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул - вот и всё. (Мяч)
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Приставки и предлоги»
Все уснули
Подоконник - под окном,
Подлокотник - под локтем,
Очень мягкая подушка
Ночью ляжет вам под ушко...
И приснится вам подснежник,
Что так тихо спит под снегом,
И приснится вам подсвечник,
Что под свечкой задремал.
Все уснули - стар и мал. Е. Григорьева
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам. К. Чуковский
Я надену плащ и шляпу,
Я возьму кота за лапу,
Ворон вскочит на плечо.
Что мне надобно ещё? В. Данько
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Разделительный твёрдый знак (Ъ)»
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил! А. Барто
Слыхали?
Сегодня в подъезде восьмом
Ходил почтальон
С необычным письмом. Я.Аким
Подъехал к стройке
Кран подъёмный.
Подъёмный кран —
Силач огромный! Е. Благинина
Вышло вот какое дело:
Моль тюленью шубу съела.
На дворе трещит мороз,
А тюлень и гол и бос. Б. Заходер
Зрительно-слуховые диктанты по теме «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»
Ночь. Но если захочу,
Щёлкну раз - и день включу. (Выключатель)
Круглая, да не мяч,
Жёлтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Колосилась в поле рожь...
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)