Урок русского языка во 2 классе "Учимся различать предлоги и приставки"

Цель урока: учить различать предлоги и приставки на письме.

Задачи:

  • Повторить с детьми правило написания предлогов с другими словами.
  • Развивать орфографическую зоркость по раздельному написанию предлогов со славами.
  • Учить применять орфографические знания в повседневной жизни.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло

Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Теперь можем дружно урок начинать.

Актуализация знаний и постановка проблемы

Работа со словарными словами "Зажги фонарик"

- Ребята, какую орфограмму мы повторили?

Игра "Зоркий глаз"

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Зоркий глаз". Если вы будете очень внимательны, то сможете прочитать тему урока: югкуцфывприставкихзщйцукиячспредлогиюбьтим
- Верно, тема нашего урока "Приставки и предлоги".
- Как вы знаете эту тему на начало урока, хорошо или плохо? Оцените свои знания.

Таблица оценки знанийТаблица оценки знаний

- Заполните левую половинку таблицы. К этой таблице мы вернемся в конце урока
- Поставьте цель урока.

  • вспомнить, что же такое приставка.
  • вспомнить, что же такое предлог.
  • вспомнить правописание предлогов и приставок.

Игра "Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?"

- Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги. (на слайде)

По вариантам, взаимопроверка 1 в  - приставки, 2 в - предлоги.

  • (за)горой
  • (по)бежать
  • (под)снегом
  • (с)катиться
  • (на)катке
  • (за)морозить

- Сверим результаты с эталоном. (слайд)
- На какую орфограмму эти слова? (ответы учащихся)
- Встанет тот, кто все сделал правильно.

- Ребята, как мы ответим на вопрос игры?
- Как проверить?
- Какой интересный помощник есть у нас? (стихотворение)

- Давайте вспомним. (хором)

Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она
И при помощи приставки
Образуются слова.

Нет ниточки связать слова?
Предлог поможет нам всегда!!
С глаголом рядом не стоит,
Писать с пробелом не велит!

- Итак, как же пишется приставка? Почему?
- Как пишется предлог?
- Что еще интересного мы узнали из стихотворений? (Предлоги с глаголом не употребляются)

Формирование знаний и умений по теме

- Ребята ,откройте конверт, достаньте слова.
- Я предлагаю вам поделить их на группы. Подумайте, на какие группы можно их поделить. Назовите лишние. Почему?
В, НА, ЗА, ПРО, ОКОЛО,ПОД, К, ОТ, ВОЗЛЕ, О

- Составьте из этих слов названия домашних животных.
- Итак, чтобы не путать правописание приставок и предлогов что мы должны знать?

Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД-подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- вытягиваем руки,
С О- опустим их опять.

Вот и все настало время
С ПО- зарядку повторять.
С ЗА- арядку завершать.

Заполняем таблицу. (в парах и обсудить в группе)
На экране таблица с пропущенными словами.Дети заполняют в паре. Сверяются с ребятами в группе и выходят защищать свой ответ.

Предлог

Приставка

1. Это часть речи.

2. Служит для связи слов.

3. Пишется раздельно со словом.

4. Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

5. Никогда не стоит перед глаголами

1. Это часть слова.

2. Служит для образования слова.

3. Пишется слитно.

4. Между приставкой и словом вопрос вставить нельзя.

5. Употребляется со словами, отвечающими на разные вопросы.

- Чья группа готова? Выходим к доске и защищаем свой ответ.
- Замечательно. Для чего нужна нам эта таблица? Где она может нам помочь?
- Ребята, а сейчас я предлагаю вернуться к таблице, которую мы заполнили в начале урока.

- У кого произошли изменения в таблице? Что помогло вам ее заполнить?
- Молодцы, ребята. Вы выполнили очень трудную работу и сейчас я предлагаю вам поиграть.
- Я буду читать предложение. Вы внимательно слушаете,если слышите слово с приставкой, то беретесь за руки и поднимаете их вверх.

- Если предлог - отпрыгиваете друг от друга в стороны. (Слово произношу и показываю на карточке)

Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за) печь.
Зависело б (от)мыла,
Веснушки я б (от)мыла.

Сугробы снега вьюги (на)мели
И грузовик, как баржа, (на)мели.
Я правило бубня (под)нос
в альбоме рисовал (под)нос.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вернуться к таблице, которую мы заполнили в начале урока.
- Ребята, у кого произошли изменения в таблице? Что помогло вам ее заполнить?
- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил материал, я предлагаю вам выполнить тест.

- Перед вами три теста. Выберите для себя тест, с которым, как вам кажется, вы сможете справиться. Будьте внимательны.
(Формат карточки одинаковый, но они трех видов по уровню трудности. Желтая карточка легкая, зеленая – средней трудности, красная – сложная)

Красная карточка

1. Что такое приставка?
а) половина слова
б) часть слова перед корнем
в) часть слова после корня

2. Как пишутся предлоги и приставки в русском языке?
а) приставки пишутся раздельно, а предлоги – слитно
б) и приставки, и предлоги пишутся слитно
в) предлоги пишутся раздельно, а приставки – слитно

3. Найди ошибку:
а) подплыл
б) подногами
в) зашумели
г) за столом

4. Найди неверное высказывание:
а) Предлог – это служебная часть речи
б) Между предлогом и следующим за ним словом можно поставить другое слово
в) Все приставки и предлоги отвечают на вопрос КТО?
г) Приставка служит для образования новых слов

5. Сколько приставок в словах текста?
(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыпленок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.
а) 3
б) 4
в) 2

6. Сколько предлогов в тексте?
(На)лесную тропку (из)кустов (вы)скочил рябенький цыпленок. Он (по)стоял, (по)вертел головкой и бросился (в)кусты.
а) 2
б) 3
в) 4

Зеленая карточка

1. Приставка – это…
а) часть речи
б) одинаковый корень.
в) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

2. В какой из строчек все слова имеют приставку по - ?
а) Подумать, побежать, поиграть.
б) Потерпеть, поверх, полк.
в) Покатить, подержать, покой.

3. Укажите слово, которое нужно писать слитно:
а) (по)плывем
б) (без)остановки
в) (по)платью

4. Выберите верное утверждение:
а) Предлоги служат для образования новых слов.
б) Предлоги служат для связи слов в предложении.

5. Укажи слово с предлогом:
а) (по)лесу
б) (по)бежал
в) (За)думал

Желтая карточка
1. Предлог - самостоятельная часть речи, пишется с другими словами…
а) раздельно;
б) слитно.

2. Приставка – часть слова, пишется со словом…
а) раздельно;
б) слитно.

3. Перед глаголами никогда не пишется…
а) приставка;
б) предлог.

4. Укажи слово с приставкой.
а) (по)думать
б) (по) земле

5. Укажи слово с предлогом:
а) (за)прыгнул
б) (за)столом

6. Выбери правильное написание:
а) ехал подороге
б) ехал по дороге

Итог урока

- Итак, ребята, что сегодня нового узнали?
- Что помогло вам получить знания?
- Для чего нам нужны эти знания?

Рефлексия

- А сейчас, я прошу расположить свои тесты на доске.
- Посмотрите сколько ребят выбрали красный, зеленый, желтый?
- Молодцы, каждый оценил свои силы, возможности.

- Что же они нам напоминают по цветовой гамме? (светофор)
- Светофор нам помогает не попасть в беду.

- А наши знания помогают нам идти вперед, преодолевать трудности
- Я желаю вам ярких событий, солнечного настроения и чтобы всегда ваш путь освещал зеленый свет

Домашнее задание

- Ребята, домой я предлагаю взять любой тест и проверить свои знания еще раз.
- Спасибо за урок!