Письмо по памяти требует от ребенка заучивания текста наизусть. Если регулярно проводить эту работу, то со временем дети будут видеть и слышать в каждом слове орфограмму и объяснять их написание.
Если проводить такую работу на уроках ежедневно, то в дальнейшем ученики будут с легкостью воспроизводить текст без ошибок.
Также «письмо по памяти» знакомит детей с новыми словами, тем самым обогащая их словарный запас.
В «письмо по памяти» включаются пословицы, поговорки, скороговорки, стихотворения, загадки. Такие тексты получают больший эмоциональный отклик, интерес и легче запоминаются.
Письмо по памяти по теме «Звук [й] и буква Й»
У себя в саду Андрейка
Поливал айву из лейки.
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!
Пушистый цветок
Качнул ветерок.
Ой!
И шапка долой. (Одуванчик.)
Письмо по памяти по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Гена, Галя, два Олега
Лепят голубя из снега.
Среди кустов зелёных,
У речки серебристой,
Гуляет оленёнок —
Телёночек пятнистый. П. Комаров
Письмо по памяти по теме «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака»
Под берёзою, где тень,
Притаился старый пень.
Муха в гости собиралась,
Ехать очень далеко.
Умывалась, одевалась,
Перед зеркалом металась
И - попала в молоко. К. Чуковский
В полдень дождь перестал.
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок. И. Никитин
Заболела эта книжка
Изорвал её братишка.
Я больную пожалею:
Я возьму её и склею. Б. Заходер
Ставит дождь на окна точки.
А по крыше без конца
Барабанят молоточки,
Лужи зябнут у крыльца.Е. Авдеенко
Письмо по памяти по теме «Буквосочетания ЖИ-ШИ»
Снежинки-смешинки
Кружились, летели,
Меня запушили —
Стою вроде ели. А. Костецкий
Этот чистит валенки,
Моет сам галоши.
Он хотя и маленький,
Но вполне хороший. В. Маяковский
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили. Б. Заходер
Письмо по памяти по теме «Буквосочетания ЧА-ЩА»
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки? К. Чуковский
Ярко блещет мой мундир,
На столе я командир.
Знают чашки, чайник:
Я - большой начальник. Л. Улъяиицкая
Письмо по памяти по теме «Буквосочетания ЧУ-ЩУ»
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас. С. Маршак
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока. С. Маршак
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут. А. Пушкин
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не упущу.
Ягоды
Ягоды, я вас ищу
И из леса утащу.
Дома в банки помещу,
Сахаром вас угощу. Э. Красноруцкий
Чушка
Чушке солнца не видать,
Рыльце к небу не поднять.
Чушка солнце ищет в луже —
Там оно ничуть не хуже. М. Ясное
Письмо по памяти по теме «Буквосочетания ЧК, ЧН»
Туча по небу идёт.
Бочка по морю плывёт. А. Пушкин
Как у нашей дочки
Розовые щёчки.
Как у нашей птички
Тёмные реснички. Е. Благинина
Летом хорошо на речке,
А зимой - у печки.
Цыплёнок - курочкин.
Утёнок - уточкин.
Щенок - собачкин.
Жеребёнок - клячкин.
Барашек - овечкин.
А я? - человечкин! М. Яснов
В лесочке, над речкой,
Построена дачка.
На дачке живёт
Небольшая собачка. Б. Заходер
Всюду в ранние часы
Сшило утро дачное
Всем травинкам из росы
Платьица прозрачные. Ж Демьянов
Письмо по памяти по теме «Звонкие и глухие согласные звуки»
Береги нос в сильный мороз.
Мы варили суп, суп
Из перловых круп, круп.
Гриб стоит среди дорожки -
Голова на тонкой ножке. С. Маршак
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Чёрненькие глазки,
Остренькие зубки. (Мыши.)
На зелёные дорожки,
Где следы колёс,
Свесил сизые серёжки
Великан-овёс. Г. Ладонщиков
Письмо по памяти по теме «Ударные и безударные гласные»
На шесте - дворец,
Во дворе - певец,
А зовут его... (скворец).
Нарядные сестрёнки
Весь день гостей встречают,
Мёдом угощают. (Цветы.)
Сижу верхом не на коне,
А у туриста на спине. (Рюкзак.)
Письмо по памяти по теме «Разделительный мягкий знак (Ь)»
Солнце, землю нагревая,
Топит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт. Г. Ладонщиков
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод. А. Пушкин
Вьюга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой сыпучей,
Очень жёсткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак. Я. Аким
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик. С. Маршак
Расцвела черёмуха
Около ручья...
- Это чья черёмуха?
- Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья. 3. Александрова
Письмо по памяти по теме «Удвоенные согласные в словах»
Вот мрачная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот.
А у ворот автобус ждёт. С. Маршак
Весит слон
Триста тонн:
Тонна - ушко,
Тонна - ножка.
Вот так крошка! Г. Цыферов
Дядя Коля дочке Поле
Подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли
Убежал от Поли в поле.
Письмо по памяти по теме «Заглавная буква в словах»
Испекла Иришка
Куклам по коврижке.
Нравятся коврижки
Гришке и Маришке.
Было весело на горке
Сане, Соне и Егорке.
А Маруся не каталась
В снег упасть она боялась. Скороговорка
Письмо по памяти по теме «Предлог»
Воробей влетел в окно
Воровать у нас пшено. С. Маршак
По тропинке идёт,
Лес на спинке несёт. (Ёж.)
Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик.)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки.)
Письмо по памяти по теме «Слова с безударными и парными звонкими и глухими согласными в корне»
Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке. С. Маршак
Лёгкий, гибкий, навесной –
Мост над бурною рекой.
Левый с правым бережком
Застегнул, как ремешком. В. Нестеренко
Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц.)
Девчонка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Лесок проезжала –
Часок подремала.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла. Скороговорка
В лужице хрюшку увидела хрюшка:
- Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я! В. Орлов
Вот лошадка так лошадка!
Вся в линейку, как тетрадка.
Очень ей идёт рубашка –
Полосатая тельняшка. (Зебра.) Л. Рашковский