Различие на слух и в произношении слов со звуками Р-Л

Автор: Светлана Юрьевна Темникова, ГОКУ «СКШИ № 33 г. Братска», Иркутская область г. Братск, учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида по теме: Различие на слух и в произношении слов со звуками Р-Л.

Цель: учить различать звуки Р - Л, соотносить их с буквами Р, Л.

 

Задачи:
- закреплять произношение сонорных звуков Р - Л;
- развивать фонематическое восприятие; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: веера, предметные картинки, персонаж Карлсон.

Ход урока. 

I. Организационный момент.

Подравнялись, проверили своё рабочее место. Прежде чем, вы сядете на свои места, вам необходимо выполнить мои задания. Закрепление по предыдущим темам: раздели свое имя на слоги, отхлопай. Назови гласные звуки в своем имени. 

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями, давайте улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и продолжим урок.

II. Основная часть.

Ребята, вы слышите звук мотора? (запись мотора)
- Отгадайте, кто летит к нам на урок?

Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его - пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает
Высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает.
Кто же это? Хитрый... (Карлсон)

Карлсон, хоть и мужчина в полном расцвете сил, но в школу не ходил. Читать и писать он не умеет, посмотрите какой он грустный, не может справиться с заданиями.
- Поможем ему? (да)

1. Развитие фонематического восприятия

- Посмотрите, какие карточки принёс нам Карлсон. Что на них изображено? (буквы Р и Л)
- Сейчас будут работать ваши ушки. Я буду говорить слова, если вы услышите звук Р то на веере покажите букву Р, а если звук Л - букву Л.
ЛАК, РАК, ЛУК, ЛОСЬ, РОТ, СЛОН,РОБОТ, ВОРОБЕЙ, ЛАМПА,РАКЕТА, КОМАР, ЛАНДЫШ.
- Сегодня на уроке мы будем различать звуки Р - Л.

2. Артикуляция звуков Р - Л

 

Особенности артикуляции звука Р. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором воздуха кончик языка дрожит. Голосовые связки работают, голос дрожит (есть голос).

Звук Р – твердый звонкий согласный.
Особенности артикуляции звука Л. Кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка поднята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Вдыхаемый воздух проходит по бока. Голосовые связки работают, горло дрожит (голос есть).
Звук Л - мягкий звонкий согласный.

3. Чтение слогов.

Ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры
зло-зро лар-рал
бры-блы лор-рол
глу-гру лур-рул
бра-вла лыр-рыл

4. Работа в тетради Дифференциация р – л

- Прежде чем мы начнём писать в тетради, разомнём пальчики. Побегаем пальчиками по дорожке пальчиками топ, топ, топ, а теперь быстрее топ топ топ топ (имитируют движение "игра на пианино")

а) Запись число, день недели.(Временные представления)
Письмо букв р - л.

б) Посмотрите, какие картинки принёс нам Карлсон! Назовите что это! Как одним словом назвать?
Нам надо записать название всех этих игрушек,но по дороге Карлсон потерял некоторые буквы. Давайте будем вставлять пропущенные буквы Р или Л
Ю_а, _обот, кук_а, ба_абан, к_ан, жи_раф , к_оун (кто расскажет Карлосону правило, почему после ж мы написали и?)

5. Развитие грамматического строя речи.

- А какие игрушки есть у вас?
- А из чего делают игрушки. Из какого материала? Кубики из дерева (какие?) – деревянные

Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) - меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

6. Предупредительно слуховой диктант

Урок труда.
Урок труда. Это глина. Гриша лепит ракету. Ира лепит репку. А вот волк. Его слепил Егор.

III Итог урока.

- Посмотрите, какой довольный Карлсон (у Карлсона - улыбка), вы очень многому его научили. Я думаю он заслужил варенья! Это варенье из черники? Значит оно какое? (черничное)
- Теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке? Какие звуки мы сегодня изучали? - Какой буквой они обозначаются?
- Молодцы. Оценка деятельности учащихся. Карлсон тоже приготовил для вас сюрприз. (Вручение жетонов с игрушкой)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: русский язык, 2 класс

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.