Цель урока: познакомить обучающихся 1 класса со звуками [н][н’], буквами Н,н.
Задачи:
Загадка 1
Кто один имеет рог?
Отгадайте… (носорог)
- Правильно, ребята, это носорог.
- Какой первый звук в слове носорог вы слышите? (н)
- Посмотрите, а вот и Звуковичок к нам в гости пришел!
- Какой звук он нам принес? (Звук н. Согласный, твердый, звонкий)
- Как вы узнали, что звук Н звонкий? (по шапочке Звуковичка - звонок, значит звук звонкий)
Загадка 2
Нерпы все живут во льдах
В дальних северных морях.
Вот готов у нерпы лед
И домой она идет.
- Какой первый звук стоит в слове нерпа? (н’)
- Посмотрите, а вот и другой Звуковичок к нам в гости пришел! Какой звук он нам принес? (согласный, мягкий, звонкий)
- Приведите примеры слов, где есть звуки. [н][н’].
Ученики формулируют тему урока, слушают высказывания своих одноклассников. Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры слов с заданным звуком.
Загадка 3
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит -
В ногу всем шагать велит… (барабан)
Загадка 4
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (конь)
- Давайте напечатаем в воздухе буквы Н большую и букву н маленькую.
Упражнение в воздухе под контролем учителя.
Палка, палка, поясок
Буква Н как мосток.
- Ребята, подумайте, на что еще похожа буква Н? (Ответы детей. На доске появились отгаданные слова: барабан и конь)
- Прочитаем слова что записаны на доске.
- Давайте к слову барабан выложим звуковую схему слова.
- Сколько слогов в слове барабан? (3)
- Какой новый звук вы услышали в этом слове? (Н)
- В каком месте он расположен в слове? (На конце)
- Давайте дадим ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий)
- Таким же образом выкладываем звуковую схему к слову конь.
- Сколько слогов в этом слове? (1)
- Какой новый звук вы услышали в слове конь? (н’)
- Где расположен звук н’? (на конце слова. На доске выведены слоги с новой буквой)
- Ребята, прочитаем вместе слоги с буквой Н, выделяя её голосом: НА, НО, НЫ, НУ, НИ.
Ученики вместе с учителем выполняют задания в учебнике. В процессе диалога, отвечают на вопросы по изученному материалу.
Задание 1.
Соотнеси схемы и русинки. Найди ошибки.
Задание 2.
Подбери слово:
Задание 3.
Замени одну букву в слове, на букву "н":
Задание 4.
Прочитайте имена детей. С какой буквы мы всегда их пишем? С заглавной
НАТА НИНА АНТОН
ЛИНА АННА НИКИТА
- Сегодня на уроке я…