Урок русского языка в 1 классе "Различение слов с мягким знаком: обозначение мягкости и разделения"

Цель: формировать умение различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком служащим для смягчения.

Задачи:

  • Развитие фонематичного слуха, формирование умения различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для смягчения согласного.
  • Развивать умение использовать Ь для смягчения согласного звука и для разделения согласного и гласного звука.
  • Формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, умения общаться и слушать.

Ход урока

Психологический настрой

Учитель: Ребята, у меня в руках шкатулочка. Эта шкатулочка не простая. Это шкатулочка знаний!
- Я откываю крышку, шкатулочка пустая. Те знания, которые мы получим в течении урока, мы сложим в эту шкатулочку.
- Я откладываю шкатулочку и мы начинаем урок.

Актуализация знаний

- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?

- Назовите дни недели по порядку начиная с понедельника.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц идет?

- Назовите осенние месяцы по порядку, начиная с сентября.
- Какой начался урок? (ответы учащихся)
- Молодцы! А сейчас немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика

Коррекция мелкой моторики пальцев рук и интеллекта посредством кинезиологических упражнений А.Л. Сиротюк.

Учитель: Для работы на уроке русского нам нужны крепкие и сильные пальчики. Выполняем следующие упражнения для пальцев и кистей рук:

  • "Пальчики здороваются". Большой палец поочередно касается каждого пальца руки.
  • "Стульчик". Одна рука сжата в кулачок, другая- вертикальная ладонь. Затем сменяют друг друга.
  • "Колечко". Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.
  • "Кулак – ребро - ладонь". На столе, последовательно сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, и ладонь ребром на столе. Выполнить 8 – 10 повторений. Упражнения выполняются двумя руками вместе.

Введение в тему урока

Учитель: Ребята, отгадав мои загадки вы узнаете тему нашего урока.

С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями. (дождь)

Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пяточок (свинья)

Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и полон весной (сосулька)

Зимой молчат, весной журчат (ручьи)

- Какая буква есть в каждом слове? (ь знак)

Объявление темы урока

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим , для чего нужен мягкий знак в русском языке.
- Научимся различать слова с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости на письме.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа

Минутка чистописания - прописываем ь

Словарная работа

Родина, Россия, здоровье, деревня.
- Найдите слово, в котором есть ь. Объясните,какой он.
- Составьте предложение с любым словом и запишите понравившееся на выбор.

Повторение

Учитель: Сейчас мы повторим, когда пишется мягкий знак, показывающий только мягкость согласного.
- А когда пишется разделительный мягкий знак. таблицы
- Сегодня на уроке будем упражняться в написании слов с Ь для обозначения мягкости согласных букв и с разделительным ь.

- Выполняем упражнение 1 стр. 68, пользуемся подсказками таблицами
- Произнесите слова с разделительным мягким знаком?

- Как произносится согласный и гласный в этом слоге? (раздельно)
- Как мы покажем это на письме? (напишем разделительный мягкий знак)

Физкультминутка

Хомка - хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, шейку трет,

Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз – два – три – четыре – пять,
Хомка сильным хочет стать!

Дидактическая игра "Внимательные ушки"

Учитель: Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть мягкий знак, то поднимите карточку с мягким знаком.
- Когда буду произносить, внимательно следите за движением моих губ.

Печенье, Коля, лисьи, день, платье, пьют, ручьи, мальчик, полет, колосья, польет, семья, деревья, семя, олени.

Запомни!
Мягкий знак, важный знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест.
Вместо есть получим ест.
Станут пенками пеньки.
Уголками – угольки.

Банька в банку превратиться,
Вот, что может получиться.
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!

Самостоятельно по карточкам

- Запишите слова, вставляя, где нужно, мягкий знак. Объясни свой выбор.
Пальма, палка, рел...сы, ден...ги, ден...ки, нел...зя, лен...та, фил...м, пал...то, так...си, сил...ный, вил...ка, мал...чик, бук...вы, кон...ки, дел...фин.

Итог урока

- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?

Домашнее задание

Отгадать кроссворд.

Кроссворд по теме "Мягкий знак"Кроссворд по теме "Мягкий знак"

Впиши слова с разделительным мягким знаком.

  1. Снежная буря.
  2. Домики для пчел.
  3. Мать, отец, дети.
  4. Животное.
  5. Ягоды, сваренные в сахаре.
Размер:
16.54 Kb
Скачали:
11