Цель: формировать умение различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком служащим для смягчения.
Задачи:
Учитель: Ребята, у меня в руках шкатулочка. Эта шкатулочка не простая. Это шкатулочка знаний!
- Я откываю крышку, шкатулочка пустая. Те знания, которые мы получим в течении урока, мы сложим в эту шкатулочку.
- Я откладываю шкатулочку и мы начинаем урок.
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назовите дни недели по порядку начиная с понедельника.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц идет?
- Назовите осенние месяцы по порядку, начиная с сентября.
- Какой начался урок? (ответы учащихся)
- Молодцы! А сейчас немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика
Коррекция мелкой моторики пальцев рук и интеллекта посредством кинезиологических упражнений А.Л. Сиротюк.
Учитель: Для работы на уроке русского нам нужны крепкие и сильные пальчики. Выполняем следующие упражнения для пальцев и кистей рук:
Учитель: Ребята, отгадав мои загадки вы узнаете тему нашего урока.
С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями. (дождь)
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пяточок (свинья)
Висит за окошком кулек ледяной.
Он полон капели и полон весной (сосулька)
Зимой молчат, весной журчат (ручьи)
- Какая буква есть в каждом слове? (ь знак)
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим , для чего нужен мягкий знак в русском языке.
- Научимся различать слова с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости на письме.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа
Минутка чистописания - прописываем ь
Словарная работа
Родина, Россия, здоровье, деревня.
- Найдите слово, в котором есть ь. Объясните,какой он.
- Составьте предложение с любым словом и запишите понравившееся на выбор.
Учитель: Сейчас мы повторим, когда пишется мягкий знак, показывающий только мягкость согласного.
- А когда пишется разделительный мягкий знак. таблицы
- Сегодня на уроке будем упражняться в написании слов с Ь для обозначения мягкости согласных букв и с разделительным ь.
- Выполняем упражнение 1 стр. 68, пользуемся подсказками таблицами
- Произнесите слова с разделительным мягким знаком?
- Как произносится согласный и гласный в этом слоге? (раздельно)
- Как мы покажем это на письме? (напишем разделительный мягкий знак)
Хомка - хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встает
Щечки моет, шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз – два – три – четыре – пять,
Хомка сильным хочет стать!
Дидактическая игра "Внимательные ушки"
Учитель: Я читаю слова. Если услышите, что в слове есть мягкий знак, то поднимите карточку с мягким знаком.
- Когда буду произносить, внимательно следите за движением моих губ.
Печенье, Коля, лисьи, день, платье, пьют, ручьи, мальчик, полет, колосья, польет, семья, деревья, семя, олени.
Запомни!
Мягкий знак, важный знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест.
Вместо есть получим ест.
Станут пенками пеньки.
Уголками – угольки.
Банька в банку превратиться,
Вот, что может получиться.
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
- Запишите слова, вставляя, где нужно, мягкий знак. Объясни свой выбор.
Пальма, палка, рел...сы, ден...ги, ден...ки, нел...зя, лен...та, фил...м, пал...то, так...си, сил...ный, вил...ка, мал...чик, бук...вы, кон...ки, дел...фин.
- Чему учились на уроке?
- Что нового узнали?
Домашнее задание
Отгадать кроссворд.
Впиши слова с разделительным мягким знаком.