Урок родного (русского) языка в 1 классе по теме "Зачем людям имена"

Цели урока:

  • на примерах показать, зачем людям имена;
  • познакомить с именами, которые могут носить и девочки и мальчики, полная форма таких имен,;
  • показать употребление имен в пословицах, русских народных сказках;
  • дать представление о древнерусских именах и современных именах.

Оборудование: загадки, карточки для индивидуальной и работы в паре, презентация.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

- Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку. На парте у вас должны быть: рабочий лист и пенал, клей.

- Наш урок как всегда я хотела бы начать с речевой разминки.

1. Вдох, выдох;

2. Трубочка, рыбка, улыбка, крик, лошадка.

3.Скороговорка три сороки …

4. Кра кричит ворона …

- Для чего нам нужна речевая разминка?

- Какую речь приятно слушать?

Проверяют готовность к уроку.

 

Проводят речевую разминку.

Этап актуализации знаний

 

- Для того, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке родного языка и литературного чтения на родном языке, я предлагаю вам отгадать ребус.

Имена

- О чём пойдет речь на уроке? (Об именах)

- Прочитайте тему урока на с. 23 учебника.

Зачем людям имена

- Попробуйте предположить, чему вы научитесь и что узнаете?

Дети разгадывают ребус.

Совместно с учителем составляют план работы. Делают вывод об актуальности изучаемой темы урока.

 

 

Этап открытий новых знаний

Беседа с наводящими вопросами

- Зачем нужны имена?

- Когда человеку даётся имя?

- Кто даёт ему это имя?

- Какие имена есть у членов вашей семьи?

- Знает ли каждый из вас, почему носите такое имя?

Когда появляется на свет человек, то родители хотят видеть своего сына или дочь сильными, красивыми, воспитанными, и дают имена.

- Считается, что имена существовали уже с тех времен, когда люди научились говорить.

Когда-то очень давно на Руси у человека было два имени.

Существовала такая традиция: новорожденному давали имя, которое было настоящим, – его знали родители и особо близкие люди. Оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И называли его другим незвучным, отталкивающим именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Тем самым, надеялись защитить его от злых духов, нечисти, сглаза, смерти.

- Эти имена не значили, что человек имеет эти качества; они должны были обмануть злого духа, чтобы ребенок не заболел.

  Имя человеку важно и нужно. Обращаясь к нему, мы называем его по имени. А при обращении ко взрослому, мы произносим его имя и отчество.

- А как вас называют ласково в семье? И как будет звучать твоё имя, когда ты вырастишь?

- В родном языке есть краткая и полная форма имени.

Игра

- Запишите в тетрадь краткое и полное своё имя.

- Как зовут ваших родителей сейчас и как звали их в детстве?

- Ко взрослым и незнакомым людям принято обращаться не просто по имени, а по имени и отчеству.

Физминутка

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в диалоге.

Рассказывают свои истории о том, почему имеют такие имена.

 

Работают в парах. Учатся слушать друг друга. Объясняют пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний

 

Предлагает прослушать колыбельную песню и объяснить, кому ее поют: мальчику или девочке? (аудио)

Люлю, люлю, люленьки,

Налетели гуленьки.

Прямо Шуре в люленьку.

Стали гуси гулевать.

Стала Шура засыпать.

Спи-ка, Шуренька, поспи.

Ручки белые прижми.

Глазки, милая сожми.

Бай, бай, бай.

- Как еще можно ласково назвать девочку с таким именем?

- Назовите ее полное имя.

- Могут ли Шурой звать мальчика?

- Как будет звучать его полное имя?

- Назовите имена, которыми можно назвать мальчика и девочку. Будет ли различаться полная форма имени у мальчика и у девочки?

Пословицы и поговорки

Предлагает в пословицах найти имена и подобрать полную форму.

1. Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку.

2. Не хватай, Настя: немного напряла, да и то потеряла.

3. Рад Яшка, что пирог с мяском.

4. Друг на дружку, а все на Петрушку.

5. Не по Сеньке и санки.

6. По Ивашке и рубашка. 

Сказочные герои

- Имена каких героев из русских народных сказок вы знаете?

- Как будет звучать краткое имя каждого героя?

- В каких произведениях вам встречались герои с такими именами УПР 8, с.27.

- Это полные имена, а как звучат кратко. 

Участвуют в игре.  Подбирают неполные и полные формы имен, из тех, что записаны на лепестках ромашки.

 

Слушают фонограмму колыбельной песни. Объясняют, доказывают.

 

Отвечаю на вопросы.

 

 

Вспоминают имена. Учатся аргументировать свои ответы.

 

Отгадывают ребусы. Называют полные имена.

 

Вспоминают и называют имена сказочных героев (Елена Прекрасная, Иван-царевич, Илья Муромец, Василиса Прекрасная и т.д.). Называют краткое имя сказочного героя. 

Итог урока. Рефлексия

Обобщение

- Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым.  Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, пусть оно приносит вам только удачу!

Рефлексия

Карточка

Девочка и мальчик придумать краткое и полное имя.

Что нового узнали на уроке?

Предлагает детям проанализировать свою работу на уроке при помощи игры «Карандаш».

Слушают вывод, дополняют, высказывают своё отношение к услышанному и увиденному. 

 

Оценивают свой выбор цветными сигналами.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!