Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся со звуками [м], [м'] и буквами М, м.
- Учить их слышать эти звуки, дифференцировать их по твердости и мягкости.
- Отрабатывать у учащихся навыки звуко-буквенного анализа.
- Развивать мышление, речь, память.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
Оргмомент
Прозвенел уже звонок – начинаем мы урок.
Мне, соседу улыбнитесь, и тихонечко садитесь.
Разминка. Повторение
- Формирование длительного плавного выдоха, правильного речевого дыхания. Дыхание (вдох-выдох).
- "Песенка гласных" а-о-у-ы-и-э
- Что произнесли? Почему эти звуки гласные?
- Как обозначаем гласные звуки? В каком замке они "живут"?
Ом-ом-ом – мы построим новый дом.
Уп-уп-уп – я готовлю суп.
Бы-бы-бы – в лесу растут грибы.
Та-та-та - хвост пушистый у кота.
Ду-ду-ду — дети бегают в саду.
Но-но-но - в нашей комнате темно.
- Повторение изученных букв (домик)
Назовите признаки согласных.
- Чтение слогов-слияний (карточки)
Игра "Составь слово"
(на доске рассыпаны слоги)
- Работа над выразительностью речи
Скажите с разной интонацией: Я люблю читать!?
Новый материал
- Произнесите скороговорку:
Милый, милый Михаил
Мыться с мылом не любил
- Какой звук произносим чаще других? Произнесите его четко.
- Дать характеристику звука
- Как произносим его в словах МЫТЬСЯ, МЫЛОМ
- Как произносим его в словах МИХАИЛ, МИЛЫЙ
Итог: Звук [м] – согласный, может быть твердым и мягким
Физминутка
Сказка:
В дремучем лесу жили-была медведица со своими медвежатами: дочкой Машей и сыночком Мишей. Маша очень любила носить синий бантик, а Миша - зеленый галстучек.
Однажды мышонок Макс отправился к ним на день рождения. Он приготовил им подарки. Шел Макс по дороге и думал: "Сколько разных подарков я им приготовил, не перепутать бы их. Идея!!! Я положу подарки в разные коробочки: Маше – в синюю, а Мише – в зеленую. По дороге он так замечтался, что не заметил на дороге камень. Споткнулся, упал и все перепутал. Помогите Максу разложить подарки.
- Учащиеся читают название предмета. Определяют позицию звука, твердость-мягкость. Кладут в коробочку соответствующего цвета. Мыло, самолёт, мяч, мех, крем, изюм, лимон, семечки, матрешка, камень, фломастеры, цифра 7.
Отгадайте загадку:
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его… (Лимон)
Провести звуко-буквенный анализ слова ЛИМОН
Физминутка
Знакомство с новой буквой
- Звуки [м, м,] на письме обозначаются буквой М.
- Выложите эту букву с помощью рук.
- Показ учителем образца (Ассоциация)
- Напечатать строку в тетради.
- Чтение слогов с буквой М.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки - дружные ребятки.
Прибежал веселый А – прочитали дети … МА
Прибежал хороший О – прочитали дети … МО
Прибежал упрямый У – прочитали дети … МУ
Прибежал смышленый Ы – прочитали дети … МЫ
Прибежал к нам добрый И – прочитали дети … МИ
Прибежал уставший Е – прочитали дети МЕ
- Придумать слова, которые начинались бы со слогов ма, мо, му, мы, ми
- Назовите слоги, в которых согласный звучит мягко. Почему?
Закрепление
Поиграем - "Игра в слова"
Я найду слова везде
И на небе, и в воде
На полу, на потолке
На носу и на руке
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.
Игра "из чего – какой?"
Из молока (коктель)–
Из металла (ключ) –
Из меха (полушубок) –
Из мяса (салат) –
Итог урока. Рефлексия
– С каким звуком познакомились на уроке? Каким он бывает?
– Какой буквой обозначается?
– Закончи предложение: мне на уроке понравилось…
– Подними картинку со своим настроением… (смайлики)