Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Верные друзья и помощники"

Цель урока: познакомить первоклассников с признаками разделения животных на домашних и диких.

Задачи:

  • Закрепить и расширить понятие "домашние животные".
  • Повторить основные свойства передвижения животных и места их обитания.
  • Воспитывать чувство ответственности за судьбу прирученных животных, чувство любви и сострадания к ним.

Оборудование: учебник-тетрадь, картинки с изображением домашних животных, презентация.

Ход урока

Оргмомент

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку, наличие учебника, рабочей тетради, письменных принадлежностей.
- Тихо садитесь.

Изучение нового материала

- Сегодня мы открываем новую страницу окружающего мира и продолжаем знакомиться с жителями мохнатой азбуки.
- О каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, выполнив первое задание, отгадав загадки. (Показ иллюстрации животных)

Он рогат и бородат,
Строго смотрит на ребят.
Если кто озорничает -
Забодает, забодает. (Козел)

Я на спине мешки вожу,
Я их вовек не разгружу. (Верблюд)

Острые ушки,
На лапах подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка. (Кот)

У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я ... (Собака)

- С какими животными сегодня познакомимся, догадались? (домашними животными)
- Как по-другому их можно назвать по отношению к человеку? (друзья, помощники человека)
- Чем домашние животные отличаются от диких? (домашним животным добывает пищу и обустраивает жилище человек, а дикие должны сами искать себе пропитание и строить жилище)

- Какое значение они имеют для человека? (приносят пользу человеку)
- Рассмотрите животных, изображенных в учебнике на стр. 86.
- Карандашом пронумеруйте в учебнике картинки вверху слева направо

- Кто на них изображен? (кошка, трясогузка, курица, сова, заяц, индюк, корова, овца, лисица)
- Подумайте, на какие группы их можно разделить и почему? (дикие и домашние. Дикие, потому что не живут рядом с человеком, а домашние - не только живут рядом с человеком, но и приносят ему пользу)

- Кто из вас знает, как и когда появились домашние животные? (ответы детей)
- Давным-давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах и назывались первобытными. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, не всегда удавалось находить себе пищу.

Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки привыкли к человеку и стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему, искать и добывать пищу. Шло время, число друзей человека среди животных росло.

Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. Да и сами животные тоже переменились. Прогони некоторых со двора – и они погибнут потому, что не смогут жить без заботы человека.

- Кого первого приручил из диких животных человек? (Собаку)
- Как появились собаки? (Человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки привыкли к человеку и стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними)
- Посмотрите на доску, назовите друзей-помощников человека и назовите их помощь человеку. (ответы детей)

Первичное закрепление нового материала

- На какие группы можно разделить домашних животных? (птицы и млекопитающие)
- В каких жилищах обитают птицы и млекопитающие? (Птицы - птичник, курятник; млекопитающие – конюшни, будки, загоны)
- Всех этих домашних животных приручил человек.

- Выполните работу в тетради стр. 26 № 30.
- Укажите, где живут эти животные, соединив стрелками животных и место их обитания. (Проверка)
- Человек приручил не только птиц и млекопитающих, но и некоторых насекомых, а каких вы узнаете, отгадав загадку.

Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат –
Строго домик сторожат. (пчела)

- Человек приручил пчел и стал использовать собранный ими мед. Медоносные пчелы собирают цветочную пыльцу и нектар.
- Как вы думаете, есть ли домашние бабочки? (опрос детей)
- Человек разводит бабочек. Это тутовый шелкопряд, который уже более 4 тысяч лет дает шелк человеку. Тутовый шелкопряд или шелковичный червь - гусеница и бабочка, играющие важную экономическую роль в производстве шелка. Гусеница питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Обитает на материке Евразия, именно в Азии: в северных областях Китая и южных областях Приморского края России.

Тутовый шелкопряд - это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шелковой нити. Люди потом раскручивают кокон и получают шелк.
- Как называют домашнюю бабочку, дающую шелк? (Тутовый шелкопряд)

- Как получают шелк из тутового шелкопряда? (Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шелковой нити. Люди потом раскручивают кокон и получают шелк)

Физминутка "Домашнее - дикое"

- Я называю животное, если оно домашнее, то вы прыгаете, если дикое – садитесь на корточки: коза, ласточка, лошадь, стрекоза, гусь, собака, журавль, петух, лось, обезьяна, бабочка, корова.

- В разных краях встречаются разные домашние животные. В жаркой пустыне – горбатый верблюд. Он помогает передвигаться по песку и возит грузы.
- Какую еще пользу приносит горбатый верблюд? (дает шесть, молоко)

- Однако верблюд не только транспортное средство. Из этих животных получают кожу и мясо, более ценной, чем овечья, шерсти для прочных тканей, теплых одеял, войлока. И наконец, ежегодно до 4000 литров молока, из которого готовят масло, кумыс-шубат, сыр.
- Верблюжье молоко пьют. Оно темнее коровьего, жирнее и слаще, содержит много белков и витамина С и обладает целебными свойствами.

- В зоне вечной мерзлоты – северный олень.
- Какую пользу приносит северный олень? (его шкуру используют для изготовления одежды, применяют как тягловую силу)

- От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, от человека оленям нужна только соль. Шкуры, мясо, жилы северного оленя незаменимы в хозяйстве народов Севера. Для изготовления европейской одежды обычно используется только пыжик - шкурки оленят.
- Шкура с ног (камус) идет на подбой охотничьих лыж. Коренные северяне носят одежду из шкур взрослых оленей мехом внутрь. Олени необходимы и как ездовые животные.

- В Индии – слон выполняет тяжелые работы. Для еще используют слонов? (для защиты от нападения врагов)
- На протяжении веков слонов в Юго-Восточной Азии использовали как верховых, тягловых и вьючных животных, чаще всего - на лесозаготовках, где слоны выполняли роль "живых кранов", перенося и грузя спиленные стволы деревьев. Прирученных слонов издавна использовали как боевую силу.

Закрепление нового материала

- Выполните работу в тетради.
- Как называются животные, которых выращивает человек? (домашние животные)
- Дополните список домашних животных.

- Домашние животные приносят много пользы. От них получают разнообразные продукты питания. Из их меха и кожи делают обувь, шьют одежду.
- Посмотрите в учебнике на изображение и назовите животных, от которых получают эти изделия и продукты питания. (ветчина - свинья, яйцо - курица, молоко - корова, подушка - гусь, курица; свитер, скатерть - овца; кожа - свинья)

Рефлексия урока

- Кого мы называем верными друзьями и помощниками? (домашних животных)
- Каких животных мы называем домашними? (которых специально выращивает человек и использует их в своем хозяйстве)
- Назовите несколько домашних животных.

Размер:
20.61 Kb
Скачали:
7