Цель: формирование представлений о грибах, как об особом царстве живой природы.
Задачи урока:
Организационный момент
Мы тропинкой узкою сейчас свернем
Туда, где сосны рослые касаются небес.
Где сказки шепчут ели, березы и дубы.
Где ягоды поспели и выросли грибы…
- Куда мы отправимся сегодня на уроке?
- Часто лес называют "щедрым". Почему?
Актуализация знаний
- Об одном из подарков леса мы сегодня поговорим. Отгадайте загадки:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
Я под шапкою цветной на ноге стою одной,
У меня свои повадки, я всегда играю в прятки.
У кого одна нога, да и та без сапога? (грибы)
- Верно все эти загадки о грибах.
Постановка цели урока
- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
- Какую поставим цель перед собой?
- Какие вопросы возникают в связи с этим?
Работа над новым материалом
- Заглянем в далекое прошлое. Грибами интересовались еще наши далекие предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Людей поражала способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы.
- В старину люди думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы.
- Решим эту проблему? Выясним что такое грибы?
- Ребята, скажите, грибы можно отнести к живой или неживой природе?
- К какому миру живой природы их можно отнести? (к растениям)
- Почему? (растут на земле)
- Назовите части растений вы знаете? (стебель, корень, листья, плоды с семенами)
- В таком случает можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (нет)
- А к миру животных? (нет)
- Так что же такое грибы?
- Это особое царство природы. И это царство насчитывает около 200 тысяч грибов. (в ходе беседы постепенно строится таблица)
- Как и растения, грибы неподвижны, но, как и животные питаются готовой пищей (органическим веществом) и обычно не имеют зеленой окраски. У грибов в строении тела нет таких частей, которые свойственны растениям.
Работа по учебнику (стр. 58)
- На какой странице мы будем работать? (смотрят по оглавлению)
- Нас интересует строение гриба. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (одна часть находится под землей, другая - над землей)
- Как можно назвать эти части? (подземная и надземная)
- В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называют плодовое тело.
- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба.
- Из чего она состоит? На что похожа? (из нитей похожих на паутину)
- Какое вы бы дали ей название?
- А на самом деле подземная часть гриба называется грибница.
- Посмотрите на части гриба и скажите: как, по-вашему, какая часть из них играет более важную роль в жизни гриба?
- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело)
- Проведем небольшой эксперимент. На полянке два грибочка. Даша и Соня пришли в лес за грибами, увидели грибочки и решили их сорвать. У Сони был нож и она срезала гриб, а Даша торопилась и вырвала гриб. Посмотрите, что получилось… (У Сони грибница целая, а у Даши она разрушена)
- На месте где грибница осталась скоро появятся новые грибы, в вот на месте где гриб вырвали, еще очень долго не появятся грибы.
Физминутка
Знакомство со съедобными грибами
Работа в группах
1 группа – "Царь грибов" хрестоматия с. 69
2 группа- "Почему подосиновик" с. 70
3 группа – "Разноцветные сестрички" с. 71
Работа с карточками с изображением съедобных грибов.
Кроссворд "Узнай гриб по описанию"
Знакомство с несъедобными грибами
- В народе говорят: "Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут"
- как вы думаете, о каких грибах так говорят? (рассуждения учеников)
Рассказы подготовленных учеников о мухоморе и бледной паганке.
Самостоятельная работа
т.с. 37 Взаимопроверка.
Работа в парах. Составление правил сбора грибов
- Из каких частей состоит гриб – выяснили, какие грибы съедобные, а какие опасные тоже знаем. А сейчас будете работать в парах и составите правила сбора грибов в лесу. (зачитывают правила)
Итог урока
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Достигли поставленной цели?
- Что было самым интересным?