УМК «Школа России»
Цели урока:
- раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;
- показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Иллюстрации леса, грибов, насекомых, растений, карточки с их названиями.
- Изображения Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи.
- Индивидуальные задания для детей (соотнеси рисунок с названием), мозаика растений (собери разрезную картинку).
- Учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир», Плешаков А.А.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок снова пришёл Муравьишка Вопросик. Ему навстречу спешит Мудрая Черепаха:
- Вопросик, ты выучил урок?
- Ой, ой, ребята, помогите!
- Давайте поможем Муравьишке ответить на вопросы Мудрой Черепахи.
2. Повторение изученного.
1. Кто «мастерит» радугу? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)
2. Назовите по порядку цвета радуги.
3. Разгадайте кроссворд:
1) Как называется сильный, проливной дождь? (ливень)
2) Что возникает, когда начинает двигаться воздух? (ветер)
3) Какое название носит мелкий дождь, как из сита? (ситничек)
|
1 |
Л |
и |
В |
Е |
н |
ь |
|
|
2 |
в |
Е |
т |
Е |
Р |
|
|
|
|
|
3 |
С |
и |
Т |
Н |
и |
ч |
е |
к |
- Кто догадался, куда мы сейчас попадём? (В лес.)
3. Сообщение цели урока.
- Когда мы бываем в лесу, мы наблюдаем за природой, собираем грибы и ягоды, встречаем разные растения и животных, но не всегда задумываемся: «А почему они так называются?» Давайте сегодня на уроке попробуем ответить на этот вопрос.
4. Работа по теме урока.
На доске картина лесной поляны. У учителя корзинка.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что в корзинке.
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под берёзою растут.
Как их зовут? (Подберёзовики)
- Почему этот гриб так назвали? (Растёт под берёзой).
5. Работа в рабочей тетради.
- Найдите этот гриб в рабочей тетради (Стр. 39)
- Раскрасьте веточку берёзы.
(В рабочей тетради дети раскрашивают не всю картинку, а только определённые фрагменты, чтобы акцентировать внимание на объяснении названий грибов.)
Дети читают загадки в рабочей тетради.
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)
- Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Они рыжие, как лиса)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
- Почему опята получили такое название? (Растут около пней)
- Раскрасьте пень.
Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)
- Почему его так назвали? (Растёт под осиной).
Раскрасьте осину.
А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор)
- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
- Посмотрите, как наряден этот гриб. Так и просится в корзинку. А возьмём мы его? Почему?
- Может, нам лучше сшибать его, чтоб никто по ошибке не взял его?
Сценка
(по рассказу «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»)
Серёжа ходит по лесу с пустой корзинкой:
- Вот, папа с мамой и белые грибы нашли, и подосиновики, а мне только одни мухоморы попадаются. Ну зачем они здесь растут? Кому нужны эти ядовитые мухоморы?
- Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! (Серёжа собирается пнуть мухомор ногой).
- А ну-ка, подожди, - сказали появившиеся за спиной Серёжи грибы.
Белый гриб: Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь. Потому что мало о них знаешь. Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно?
Подосиновик: Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком. Для лосей мухоморы – лекарство.
Опёнок: Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.
Лисичка: И опытным грибникам помогает: появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета. А как радует глаз мухомор своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку не только еда нужна, но и красота!
6. Работа по учебнику (с.32)
На доске картинки растений: копытень, звездчатка, иван-да-марья, медуница, недотрога.
- Посмотрите, что ещё встретил Муравьишка в лесу. Как их можно назвать одним словом? (Растения)
- Подумайте, почему они так называются.
- Давайте прочитаем, как объяснила названия этих растений Мудрая Черепаха. Дети читают объяснение в учебнике и называют растение, о котором идёт речь.
7. Работа в парах. Дети собирают мозаику.
На партах у детей конверты.
- Возьмите конверты и аккуратно достаньте детали мозаики.
- Муравьишка предлагает вам собрать картинку из частей.
- Что у вас получилось? (Колокольчики, одуванчики, подорожник, подсолнечник).
- Попробуйте объяснить названия этих растений. (Подорожник назвали так, потому что он растёт по дорогам, вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветёт цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на колокольчики. Подсолнечник похож на солнце, растёт под солнцем.)
Дети читают стихи.
Растет лекарство под ногами.
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладем на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу,
Ведь подорожника так много!
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
На лугу со всех сторон
Легкий, тонкий слышен звон.
Колокольчик! Это ты?
Так звенит и так трепещет
Там, где травы и цветы.
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром вдруг проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
8. Названия насекомых.
- Бабочка, это кто? (Насекомое).
Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого встретил в лесу Муравьишка.
Чёрен - да не ворон,
Рогат - да не бык,
Шесть ног – да без копыт. (Жук)
- Правильно, жуки, да необычные: у одного рога ветвистые, у другого – нос длинный, а у третьего рог загнутый.
На доске картинки.
- Каких зверей напоминают эти насекомые? (Оленя, слона, носорога.)
- Проверим ваши догадки. Прочитайте названия этих жуков. (Жук-олень, жук-носорог, жук-слоник.)
9. Самостоятельная работа учащихся.
- Мы с вами сегодня выполняли разные задания, отгадали много загадок. А что мы ещё учились делать? (Объяснять названия.)
И сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы запомнили эти названия.
Задание: соедините рисунки грибов, растений и насекомых с их названиями. (Приложение 1)
10. Итог урока.
- Теперь, когда вы отправитесь в лес, надеюсь, вы будете более внимательно относиться к природе, рассматривать и изучать каждую травинку, каждого жучка.
Дети читают стихи:
Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Люди! Оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла!