Проект "Фототропизм растений"

Работу выполнила ученица 1 класс Елизавета А.

На уроках окружающего мира я узнала, что к живой природе относятся растения. Они обладают признаками, которые подтверждают, что растения живые организмы. Это:

1. Дыхание.
2. Размножение.
3. Движение.
4. Рост и развитие.

Меня заинтересовал признак движения растений. Как семена растений находят в земле путь к солнечному потоку? У них нет ни глаз, ни ног. Как же растения движутся? Как растения определяют, где находится солнечный свет? Движение животных понятно и заметно, но как же происходит движение растений?!

Я решила изучить этот вопрос самостоятельно. И обязательно, использовать практический опыт как доказательства моей гипотезы.

Гипотеза исследования: "Растение будет изменять положение побега к источнику света".

Цель исследования: Доказать опытным путем наличие движения растений.

Задачи исследования:

  1. Прорастить семена растения.
  2. Наблюдать за внешним видом растения от бобов до взрослого растения.
  3. Определить какое влияние на ход этого процесса оказывает солнечный свет.

Таким образом, началась моя первая самостоятельная научная работа.

Теоретическая часть

Мир растений удивителен и прекрасен. Он кажется нам неподвижным. Но если внимательно наблюдать за растениями, нетрудно убедиться, что это далеко не так.

Оказывается, растения способны к движению. Движения растений изучалось в науке английским ученым Чарльзом Дарвиным. Многие часы просиживал он над маленькими растениями, рисовал в блокнотах какие-то странные пересекающиеся линии. Час - линия, еще час - еще линия. И так изо дня в день. Оказывается, Дарвин с исключительной тщательностью фиксировал движения разных органов растения.

Способность растений "передвигаться" в пространстве науке была известна. Люди давно подметили, как поворачивается к свету подсолнечник или фикус. Все знали и недотрогу мимозу - стоило едва заметно коснуться ее расчлененного листика, и тот поспешно складывался. Вот этими-то движениями растений - редко быстрыми и заметными, а чаще неуловимо медленными - и заинтересовался Дарвин. Начиная с 1860 года и до конца своей жизни он не переставал изучать эти явления.

Выделяют несколько видов движения растений. Растительный организм обладает способностью к определенной ориентировке своих органов в пространстве. Реагируя на внешние воздействия, растения меняют ориентировку органов.

Различают движения отдельных органов растения, связанные с ростом - ростовые. Ростовые движения, в свою очередь, бывают двух типов: тропические движения, или тропизмы, - движения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора внешней среды (света, силы земного притяжения и др.); настические движения, или настии, - движения, вызванные общим диффузным изменением какого-либо фактора (света, температуры и др.).

Настические движения бывают двух типов: эпинастии - изгиб вниз и гипонастии - изгиб вверх.

В зависимости от фактора, вызывающего те или иные настические движения, различают термонастии, фотонастии, никтинастии и др.

Термонастии - движения, вызванные сменой температуры. Ряд растений (тюльпаны, крокусы) открывают и закрывают цветки в зависимости от температуры

Фотонастии - движения, вызванные сменой света и темноты. Цветки одних растений (соцветия одуванчика) закрываются при наступлении темноты и открываются на свету. Никтинастии ("никти" - ночь) - движения цветков и листьев растений, связанные с комбинированным изменением, как света, так и температуры. Такое комбинированное воздействие наступает при смене дня ночью. Примером являются движения листьев у некоторых бобовых, а также у кислицы.

Автонастии - самопроизвольные ритмические движения листьев, не связанные с какими-либо изменениями внешних условий. В зависимости от фактора, вызывающего тропические движения, различают геотропизм, фототропизм, хемотропизм, тигмотропизм, гидротропизм.

Геотропизм - движения, вызванные односторонним влиянием силы тяжести. Если положить проросток горизонтально, то через определенный промежуток времени корень изгибается вниз, а стебель - вверх.

Хемотропизм - это изгибы, связанные с односторонним воздействием химических веществ. Корни растений изгибаются по направлению к питательным веществам. Если питательные вещества не перемешаны со всей почвой, а распределяются отдельными очагами, корни растут по направлению к этим очагам.

Гидротропизм - это изгибы, происходящие при неравномерном распределении воды.

Аэротропизм - ориентировка в пространстве, связанная с неравномерным распределением кислорода.

Тигмотропизм - реакция растений на одностороннее механическое воздействие. Тигмотропизм свойствен лазающим и вьющимся растениям.

Фототропизмом называется способность движения растений в зависимости от направления лучей света. Положительным фототропизмом обладают стебли, а корни и усики – отрицательным. Листья располагаются обычно перпендикулярно к падающим лучам. Фототропизм имеет огромное значение в жизни растений, так как благодаря ему стебли и листья оказываются в положении наиболее выгодного освещения. Это значит, что растения будут лучше поглощать солнечный свет и у них будет проходить фотосинтез на достаточном уровне.

Фототропи́зм (от др. греч. φῶς - свет и τρόπος - поворот) - изменение направления роста органов растений в зависимости от направления падающего света.

Растения различных видов имеют различный фототропизм. Возраст растений в пределах одного вида также вносит коррективы. У молодых растений, в особенности бурно растущих, способность к фототропизму больше, чем у взрослых. В пределах одного и того же растения фототропизм сильнее проявляется в более молодых органах.

Под действием света происходит изменение положения не только листьев, но и побега. Образуется изгиб стеблей под действием света – фототропический изгиб.

Более ускоренный рост клеток на затененной стороне стебля некоторые ученые (П. А. Генкель и др.) объясняют тем, что на этой стороне скапливается больше веществ, ускоряющих все физиологические процессы, а, следовательно, и рост. Больше всего меня привлекли тропические движения растений, поэтому я решила начать изучать их.

Практическая часть

Я провела следующий эксперимент: cняла крышку светонепроницаемого контейнера для проращивания и положила кусочек хлопковой ваты в его дальний(от отверстия в боковой стенке, расположенного за разделительной стенкой) угол. При помощи пипетки увлажнила вату и вдавила в неё семя. Закрыла крышкой контейнер и поставила его в тёплое место. Солнечный свет проникал внутрь контейнера через отверстие в боковой стенке. Контейнер был положен горизонтально.

Ежедневно снимала крышку и с помощью пипетки увлажняла вату. Наблюдая за семенами несколько дней, я составила таблицу - дневник наблюдений.

Дата

Условия

Результат

18.11.2016

влажность,

доступ воздуха,

температура 220 С

Семя сухое, изменения не происходят (фото 1)

19.11.2016

Семя увеличилось в размерах (набухло) (фото 2)

20.11.2016

Семя еще увеличилось.

22.11.2016

Появился корешок (фото 3)

23.11.2016

Корешок увеличивается и появился росток (фото 4)

24.11.2016

Вытянулся стебель (фото 5)

25.11.2016

Стебель изогнулся по направлению к отверстию (фото 6)

Оборудование: светонепроницаемый контейнер для проращивания семян в темноте, кусочек хлопковой ваты, пипетка, семена фасоли (Phaseolusvulgaris) и вода.

 

Рецензия

на проектно-исследовательскую работу

«Фототропизм растений»

направление «Общая и прикладная экология»,

ученицы 1 «Б» класса МБОУ СОШ № 4 п. Ванино

Елизаветы А.

В работе исследуется развитие растения из семени, а также влияние на живой организм солнечного света. Автор работы, Елизавета, попыталась ответить на вопрос: как движутся растения. Актуальность данного исследования в том, что учащиеся младших классов учатся делать первые выводы на основе практической деятельности.

Движение растений в природе происходит незаметно, тем более развитие семени в почве не наблюдается. Практическая значимость: привитие навыков ухода за культурными и комнатными растениями. В работе представлена теоретическая часть, в которой доступно рассказывается о фототропизме растений.

Автор использует практический опыт для доказательства гипотезы «Растение будет изменять положение побега к источнику света». Работа соответствует требованиям, материал изложен последовательно.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: проект, окружающий мир