Работу выполнила ученица 1 класс Елизавета А.
На уроках окружающего мира я узнала, что к живой природе относятся растения. Они обладают признаками, которые подтверждают, что растения живые организмы. Это:
1. Дыхание.
2. Размножение.
3. Движение.
4. Рост и развитие.
Меня заинтересовал признак движения растений. Как семена растений находят в земле путь к солнечному потоку? У них нет ни глаз, ни ног. Как же растения движутся? Как растения определяют, где находится солнечный свет? Движение животных понятно и заметно, но как же происходит движение растений?!
Я решила изучить этот вопрос самостоятельно. И обязательно, использовать практический опыт как доказательства моей гипотезы.
Гипотеза исследования: "Растение будет изменять положение побега к источнику света".
Цель исследования: Доказать опытным путем наличие движения растений.
Задачи исследования:
Таким образом, началась моя первая самостоятельная научная работа.
Теоретическая часть
Мир растений удивителен и прекрасен. Он кажется нам неподвижным. Но если внимательно наблюдать за растениями, нетрудно убедиться, что это далеко не так.
Оказывается, растения способны к движению. Движения растений изучалось в науке английским ученым Чарльзом Дарвиным. Многие часы просиживал он над маленькими растениями, рисовал в блокнотах какие-то странные пересекающиеся линии. Час - линия, еще час - еще линия. И так изо дня в день. Оказывается, Дарвин с исключительной тщательностью фиксировал движения разных органов растения.
Способность растений "передвигаться" в пространстве науке была известна. Люди давно подметили, как поворачивается к свету подсолнечник или фикус. Все знали и недотрогу мимозу - стоило едва заметно коснуться ее расчлененного листика, и тот поспешно складывался. Вот этими-то движениями растений - редко быстрыми и заметными, а чаще неуловимо медленными - и заинтересовался Дарвин. Начиная с 1860 года и до конца своей жизни он не переставал изучать эти явления.
Выделяют несколько видов движения растений. Растительный организм обладает способностью к определенной ориентировке своих органов в пространстве. Реагируя на внешние воздействия, растения меняют ориентировку органов.
Различают движения отдельных органов растения, связанные с ростом - ростовые. Ростовые движения, в свою очередь, бывают двух типов: тропические движения, или тропизмы, - движения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора внешней среды (света, силы земного притяжения и др.); настические движения, или настии, - движения, вызванные общим диффузным изменением какого-либо фактора (света, температуры и др.).
Настические движения бывают двух типов: эпинастии - изгиб вниз и гипонастии - изгиб вверх.
В зависимости от фактора, вызывающего те или иные настические движения, различают термонастии, фотонастии, никтинастии и др.
Термонастии - движения, вызванные сменой температуры. Ряд растений (тюльпаны, крокусы) открывают и закрывают цветки в зависимости от температуры
Фотонастии - движения, вызванные сменой света и темноты. Цветки одних растений (соцветия одуванчика) закрываются при наступлении темноты и открываются на свету. Никтинастии ("никти" - ночь) - движения цветков и листьев растений, связанные с комбинированным изменением, как света, так и температуры. Такое комбинированное воздействие наступает при смене дня ночью. Примером являются движения листьев у некоторых бобовых, а также у кислицы.
Автонастии - самопроизвольные ритмические движения листьев, не связанные с какими-либо изменениями внешних условий. В зависимости от фактора, вызывающего тропические движения, различают геотропизм, фототропизм, хемотропизм, тигмотропизм, гидротропизм.
Геотропизм - движения, вызванные односторонним влиянием силы тяжести. Если положить проросток горизонтально, то через определенный промежуток времени корень изгибается вниз, а стебель - вверх.
Хемотропизм - это изгибы, связанные с односторонним воздействием химических веществ. Корни растений изгибаются по направлению к питательным веществам. Если питательные вещества не перемешаны со всей почвой, а распределяются отдельными очагами, корни растут по направлению к этим очагам.
Гидротропизм - это изгибы, происходящие при неравномерном распределении воды.
Аэротропизм - ориентировка в пространстве, связанная с неравномерным распределением кислорода.
Тигмотропизм - реакция растений на одностороннее механическое воздействие. Тигмотропизм свойствен лазающим и вьющимся растениям.
Фототропизмом называется способность движения растений в зависимости от направления лучей света. Положительным фототропизмом обладают стебли, а корни и усики – отрицательным. Листья располагаются обычно перпендикулярно к падающим лучам. Фототропизм имеет огромное значение в жизни растений, так как благодаря ему стебли и листья оказываются в положении наиболее выгодного освещения. Это значит, что растения будут лучше поглощать солнечный свет и у них будет проходить фотосинтез на достаточном уровне.
Фототропи́зм (от др. греч. φῶς - свет и τρόπος - поворот) - изменение направления роста органов растений в зависимости от направления падающего света.
Растения различных видов имеют различный фототропизм. Возраст растений в пределах одного вида также вносит коррективы. У молодых растений, в особенности бурно растущих, способность к фототропизму больше, чем у взрослых. В пределах одного и того же растения фототропизм сильнее проявляется в более молодых органах.
Под действием света происходит изменение положения не только листьев, но и побега. Образуется изгиб стеблей под действием света – фототропический изгиб.
Более ускоренный рост клеток на затененной стороне стебля некоторые ученые (П. А. Генкель и др.) объясняют тем, что на этой стороне скапливается больше веществ, ускоряющих все физиологические процессы, а, следовательно, и рост. Больше всего меня привлекли тропические движения растений, поэтому я решила начать изучать их.
Практическая часть
Я провела следующий эксперимент: cняла крышку светонепроницаемого контейнера для проращивания и положила кусочек хлопковой ваты в его дальний(от отверстия в боковой стенке, расположенного за разделительной стенкой) угол. При помощи пипетки увлажнила вату и вдавила в неё семя. Закрыла крышкой контейнер и поставила его в тёплое место. Солнечный свет проникал внутрь контейнера через отверстие в боковой стенке. Контейнер был положен горизонтально.
Ежедневно снимала крышку и с помощью пипетки увлажняла вату. Наблюдая за семенами несколько дней, я составила таблицу - дневник наблюдений.
Дата |
Условия |
Результат |
18.11.2016 |
влажность, доступ воздуха, температура 220 С |
Семя сухое, изменения не происходят (фото 1) |
19.11.2016 |
Семя увеличилось в размерах (набухло) (фото 2) |
|
20.11.2016 |
Семя еще увеличилось. |
|
22.11.2016 |
Появился корешок (фото 3) |
|
23.11.2016 |
Корешок увеличивается и появился росток (фото 4) |
|
24.11.2016 |
Вытянулся стебель (фото 5) |
|
25.11.2016 |
Стебель изогнулся по направлению к отверстию (фото 6) |
Оборудование: светонепроницаемый контейнер для проращивания семян в темноте, кусочек хлопковой ваты, пипетка, семена фасоли (Phaseolusvulgaris) и вода.
Рецензия
на проектно-исследовательскую работу
«Фототропизм растений»
направление «Общая и прикладная экология»,
ученицы 1 «Б» класса МБОУ СОШ № 4 п. Ванино
Елизаветы А.
В работе исследуется развитие растения из семени, а также влияние на живой организм солнечного света. Автор работы, Елизавета, попыталась ответить на вопрос: как движутся растения. Актуальность данного исследования в том, что учащиеся младших классов учатся делать первые выводы на основе практической деятельности.
Движение растений в природе происходит незаметно, тем более развитие семени в почве не наблюдается. Практическая значимость: привитие навыков ухода за культурными и комнатными растениями. В работе представлена теоретическая часть, в которой доступно рассказывается о фототропизме растений.
Автор использует практический опыт для доказательства гипотезы «Растение будет изменять положение побега к источнику света». Работа соответствует требованиям, материал изложен последовательно.