Методическая разработка урока музыки в начальной школе "Портреты великих исполнителей"

Урок направлен на развитие у младших школьников осознанного восприятия музыки и понимания роли исполнителя как творца интерпретации.

Через знакомство с выдающимися музыкантами - пианистом Святославом Рихтером и дирижером Евгением Мравинским - дети учатся слышать, сравнивать и оценивать различные исполнения одного и того же произведения, развивая эмоциональный слух и музыкальный вкус.

Руки пианиста на клавишах рояля во время исполненияРуки пианиста на клавишах рояля во время исполнения

Цель урока: формирование у учащихся начальных классов первичных представлений о роли исполнителя в музыке и осознание интерпретации как творческого процесса через знакомство с выдающимися представителями исполнительского искусства.

Задачи урока:

  • сформировать понятия "исполнитель", "интерпретация", "дирижер", "солист".
  • познакомить детей с выдающимися исполнителями — пианистом Святославом Рихтером и дирижером Евгением Мравинским.
  • научить сравнивать различные трактовки одного музыкального произведения.
  • закрепить знания о средствах музыкальной выразительности: темпе, динамике, тембре.

Ход урока

Вводная часть

Урок начинается с создания проблемной ситуации.
- Ребята, мы с вами знаем, что композитор, например, Чайковский, сочиняет музыку и записывает ее нотами.
- А что должно произойти, чтобы мы могли эту музыку услышать? (Ответы учащихся)

После обсуждения дети приходят к выводу, что музыку нужно исполнить.
- Почему один и тот же "Собачий вальс" может прозвучать по-разному - весело или грустно? От чего это зависит?

Так создается мотивация к изучению темы. Учитель формулирует:
- Сегодня тема нашего урока - "Портреты великих исполнителей". Мы будем художниками, но рисовать будем не красками, а звуками и впечатлениями.

Исполнитель-солист. Портрет пианиста Святослава Рихтера

Учитель показывает портрет С. Рихтера за роялем.

Портрет пианиста Святослава Рихтера за роялемПортрет пианиста Святослава Рихтера за роялем

- Перед вами один из величайших пианистов мира - Святослав Теофилович Рихтер. Его инструмент - рояль.
- Такой исполнитель называется солист: он ведет главную музыкальную мысль.

Звучит фрагмент "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского в исполнении Рихтера.

Обсуждение после прослушивания

- Какое настроение передает музыка? (Нежное, задумчивое, светлое)
- Как пианист извлекает звук - громко или мягко? (Мягко, певуче)
- Каким вы представляете Рихтера по его исполнению? (Глубоким, внимательным, поэтичным)

Учитель делает вывод: "Рихтер бережно следует замыслу композитора, его исполнение - точное, проникновенное, "рисующее" музыку звуком".

Исполнитель-дирижер. Портрет дирижера Евгения Мравинского

Учитель показывает портрет Е. Мравинского с дирижерской палочкой.

Портрет дирижера Евгения Мравинского с дирижерской палочкойПортрет дирижера Евгения Мравинского с дирижерской палочкой

- Дирижер - это руководитель оркестра. Он управляет звучанием множества музыкантов с помощью жестов и взгляда.

Звучит тот же фрагмент "Апрель. Подснежник" Петра Чайковского в оркестровом исполнении под управлением Мравинского.

Сравнительный анализ

- Как изменилась музыка? (Стала мощнее, строже, величественнее)
- Темп быстрее или медленнее? (Более сдержанный)
- Если Рихтер изображал одинокий подснежник, то что показывает Мравинский? (Весеннюю природу, силу пробуждения)

Учитель подводит итог: "Мравинский создает монументальное звучание, строгую красоту. Один композитор, но два разных исполнителя - два взгляда, две интерпретации".

Практическое музицирование. Мы - исполнители

Учитель предлагает детям спеть знакомую песню "Вместе весело шагать" В. Шаинского.

  • Первое исполнение: веселое, привычное.
  • Второе исполнение: как колыбельную - тихо, медленно, ласково.

Обсуждение

- Мы только что создали две разные интерпретации одной песни.
- Вы почувствовали, как от вашего исполнения меняется характер музыки?

Подведение итогов

Учитель возвращается к главному вопросу урока:
- Почему одно и то же произведение может звучать по-разному?

Дети формулируют вывод:
- Потому что исполнители вкладывают в музыку свои чувства и создают собственную интерпретацию.

Рефлексия

  • Сегодня я узнал, что исполнитель - это…
  • Мне больше всего запомнилось исполнение… потому что…
  • Быть исполнителем - это значит…

Творческое домашнее задание

Найти в интернете два разных исполнения одной известной мелодии и определить, чем они отличаются по звучанию и настроению.

Размер:
28.71 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: конспект урока, музыка