Урок направлен на развитие у младших школьников осознанного восприятия музыки и понимания роли исполнителя как творца интерпретации.
Через знакомство с выдающимися музыкантами - пианистом Святославом Рихтером и дирижером Евгением Мравинским - дети учатся слышать, сравнивать и оценивать различные исполнения одного и того же произведения, развивая эмоциональный слух и музыкальный вкус.
Цель урока: формирование у учащихся начальных классов первичных представлений о роли исполнителя в музыке и осознание интерпретации как творческого процесса через знакомство с выдающимися представителями исполнительского искусства.
Задачи урока:
Урок начинается с создания проблемной ситуации.
- Ребята, мы с вами знаем, что композитор, например, Чайковский, сочиняет музыку и записывает ее нотами.
- А что должно произойти, чтобы мы могли эту музыку услышать? (Ответы учащихся)
После обсуждения дети приходят к выводу, что музыку нужно исполнить.
- Почему один и тот же "Собачий вальс" может прозвучать по-разному - весело или грустно? От чего это зависит?
Так создается мотивация к изучению темы. Учитель формулирует:
- Сегодня тема нашего урока - "Портреты великих исполнителей". Мы будем художниками, но рисовать будем не красками, а звуками и впечатлениями.
Учитель показывает портрет С. Рихтера за роялем.
- Перед вами один из величайших пианистов мира - Святослав Теофилович Рихтер. Его инструмент - рояль.
- Такой исполнитель называется солист: он ведет главную музыкальную мысль.
Звучит фрагмент "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года" П.И. Чайковского в исполнении Рихтера.
Обсуждение после прослушивания
- Какое настроение передает музыка? (Нежное, задумчивое, светлое)
- Как пианист извлекает звук - громко или мягко? (Мягко, певуче)
- Каким вы представляете Рихтера по его исполнению? (Глубоким, внимательным, поэтичным)
Учитель делает вывод: "Рихтер бережно следует замыслу композитора, его исполнение - точное, проникновенное, "рисующее" музыку звуком".
Учитель показывает портрет Е. Мравинского с дирижерской палочкой.
- Дирижер - это руководитель оркестра. Он управляет звучанием множества музыкантов с помощью жестов и взгляда.
Звучит тот же фрагмент "Апрель. Подснежник" Петра Чайковского в оркестровом исполнении под управлением Мравинского.
Сравнительный анализ
- Как изменилась музыка? (Стала мощнее, строже, величественнее)
- Темп быстрее или медленнее? (Более сдержанный)
- Если Рихтер изображал одинокий подснежник, то что показывает Мравинский? (Весеннюю природу, силу пробуждения)
Учитель подводит итог: "Мравинский создает монументальное звучание, строгую красоту. Один композитор, но два разных исполнителя - два взгляда, две интерпретации".
Учитель предлагает детям спеть знакомую песню "Вместе весело шагать" В. Шаинского.
Обсуждение
- Мы только что создали две разные интерпретации одной песни.
- Вы почувствовали, как от вашего исполнения меняется характер музыки?
Учитель возвращается к главному вопросу урока:
- Почему одно и то же произведение может звучать по-разному?
Дети формулируют вывод:
- Потому что исполнители вкладывают в музыку свои чувства и создают собственную интерпретацию.
Творческое домашнее задание
Найти в интернете два разных исполнения одной известной мелодии и определить, чем они отличаются по звучанию и настроению.