Цель урока: сформировать первоначальное представление о развитии музыки.
Задачи:
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится -
Повсюду музыка слышна...
Учитель: О чем говорят эти строчки?
- Эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из нас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
- Можно ли музыку слушать прерываясь?
- Например, включить звук, потом выключить, или сходить в другую комнату, снова прийти.
- Почему нельзя так слушать?
Музыка находиться в развитии
Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом, звук за звуком. Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность
- Подумайте, в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения?
- В природе: прорастает зерно, растет, изменяется и становиться растением.
- Человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.
Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни
Учитель: Если мы прочитаем любое литературное произведение, то увидим, что в нем происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д.
- Все это называется развитием.
- В музыке существует несколько видов развития. Чтобы их назвать нужно, вспомнить какие существуют средства выразительности:
- Назовите самое важное средство выразительности. (Мелодия)
- Откройте тетрадь. Исполним мелодичную песню. Добавим колокольчики и солистов.
Исполнение "Колокольчик мой хрустальный"
- Какой вид развития? (Исполнительский)
- Познакомимся с музыкой Франца Шуберта.
- Задание: определить жанр музыки, инструмент, будет ли развиваться музыка, что будет меняться.
"Вальс"
- Послушаем еще раз. Поднять руку, если услышите мажорный лад.
- В этом произведении развитие ладовое.
Русская народная песня "В сыром бору тропина"
Учитель: В песне много куплетов, чтоб песня не была однообразной, ее нужно развить. Что можно сделать?
- Изменять динамические оттенки. (Исполнение песни)
- Развитие в этой песне – динамическое.
- Следующего композитора вы назовете сами, вам подскажет музыка.
Наиграть музыку "Утро" Э. Грига
- Из какого жанра эта музыка.
- Эта музыка из сюиты "Пер Гюнт".
Сюита - музыкальное произведение из нескольких частей, связанных одним сюжетом
- Мы слушали несколько музыкальных номеров. Один из номеров сейчас прозвучит.
- Вам нужно вспомнить название, определить характер, придумать как можно больше слов и определить развитие музыки.
Слушание "В пещере горного короля" Э. Грига
Работа в группах. Кто больше слов подобрал. Расставить обозначение темпа на доске.
Пер Гюнт – это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но, счастье и любовь он нашел, только вернувшись на родину. В своих странствиях Пер встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры– тролли. Вот один случай из его путешествия.
Герой – попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.
– Определите по музыке добрые или злые собрались тролли.
На примере пьесы Э. Грига "В пещере горного короля" мы убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ.
В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием:
Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей – обитателей сказочной пещеры. Развитие в этой музыке темповое и динамическое.
Следующее задание: посмотрите картину, угадайте, с каким музыкальным произведением она созвучна.
Пение цепочкой "Любитель-рыболов"
Учитель: Проверим как вы усвоили новую тему, ответьте на вопросы: