Цель: дать представление об отражении темы природы в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов.
Задачи:
Тип урока: интегрированный урок.
Дети входят в класс под музыку Чайковского "Январь. У камелька".
Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами перенесемся в самое сказочное время года, угадайте, какое? (Зима)
- Зима – чудесное волшебное время года. Поэты и писатели, музыканты и художники часто обращались в своем творчестве к природе, находя в ней красоту и неповторимую прелесть. Они передавали свои чувства через звуки, слова и краски. Мы познакомимся с произведениями разных видов и жанров искусства. Поучимся выразительно читать стихотворения.
- Несмотря на холод, который она несет, зима дарит много радости детворе и открывает массу возможностей. В какие игры вы играете на улице зимой? (катаемся на лыжах, на коньках, лепим снеговика, строим снежные крепости…)
- Сегодня к уроку вы подготовили стихи, пословицы, загадки о зиме (дети читают стихи):
Пословицы:
Загадки:
1. После осени пришла. И сугробы намела. (Зима)
2. Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек –
Их укрыл пушистый... (снег)
3. Что за звездочки такие
На пальто и на платке –
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (снежинки)
4. Подышал он на окно
Вмиг покрылось льдом оно
Даже веточки берез
Инеем укрыл… (мороз)
5. Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (лед)
Учитель музыки: В каждом зимнем месяце есть свои праздничные даты.
- Ребята, какой у вас самый любимый праздник в декабре? (Новый Год)
- Кто главный герой этого праздника? (Дед Мороз)
- Дедушка Мороз вас радует подарками, а чем вы его радуете? (рассказываем стихи, поем, танцуем, играем)
- Давайте и мы с вами встанем в хоровод и споем любимую песню Деда Мороза "В лесу родилась елочка" (поют)
- Ребята, а кто знает какой праздник мы празднуем в январе? (Рождество Христово)
- Рождество - самый важный и радостный христианский праздник. Какого числа празднуют этот праздник? (7 января)
- За два дня до праздника храмы преображаются: священники надевают свои праздничные ризы, в храмах и соборах становится светлее от зажженных лампад и свечей.
Чтобы встретить Рождество Христово, каждый прихожанин соблюдает пост. Предшествует Рождеству - сочельник. В сочельник все христиане не вкушают еды до самого вечера, пока не взойдет на небе первая звезда. Это отражает библейскую историю рождения Иисуса.
Когда Христос родился в пещере недалеко от Вифлеема, на небе сразу же засияла яркая звездочка. Она стала знаком о рождении в мире Спасителя. Мудрецы на Востоке, когда увидели эту появившуюся на небосклоне новую звездочку, пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Спасителю. Так об этом рассказывается в церковных книгах.
На Рождество в домах горят гирлянды на елках и все поздравляют друг друга с рождением Христа, который пришел на землю, чтобы избавить мир от грехов. Русский художник Илья Репин написал картину "Рождество Христово".
- Что изображено на картине? (На картине в свете свечи мы видим женщину, это мама Иисуса - Мария, она сидя у новорожденного Христа смотрит на него с любовью и нежно, с заботой его обнимает. Ребенок, чувствуя любовь мамы, спокойно лежит в ложе. Рядом с ними стоит Иосиф. В окне проглядывается звездочка, которая оповестила весь мир, что на свет появился наш Спаситель)
- Картина умиротворения, радости и покоя. Праздник Рождества Христова всегда был источников вдохновения для русских художников, поэтов и музыкантов. В этот праздничный день во всех храмах звучит праздничный тропарь. Что такое тропарь?
Тропа́рь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо
Слушание и просмотр видео-ролика Тропарь Рождества Христова
- Скажите, ребята, а какой праздник мы празднуем в феврале? (День Защитников Отечества)
- Почему этот день считается праздничным? (Потому что в этот день чествуем мы защитников Родины, людей, готовых в любой момент отстоять ее рубежи)
- В этот день мы поздравляем всех, кто защищал Отчизну от врагов, ветеранов войн, тех, кто служил и служит. А какая есть еще знаменательная дата в феврале? (2 февраля 1943 года - советские войска одержали Победу в Битве за Сталинград, захватив в плен около 100 тысяч фашистов)
- Перед вами фрагмент панорамы "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом". Авторы панорамы: Студия военных художников имени М.Б. Грекова. Что мы видим на картине? (на картине видим советские войска, которые разгромили немецких захватчиков, водрузив на стратегической высоте Знамя Победы)
Учитель музыки: Как видите, ребята, зима бывает не только веселой и беззаботной, а также суровой, беспощадной и победной! Благодаря победе над фашистской Германией нашими прадедами, мы можем любоваться и радоваться любимой, зимней поре.
- В завершении нашего урока, предлагаю вашему вниманию произведение композитора военных лет Георгия Свиридова вальс "Метель". Из всех времен года Георгий Васильевич отдавал предпочтение зиме, т.к. считал, что только она более всего выражает естество России.
- На этой торжественной зимней ноте мы заканчиваем наш урок. Пусть каждый из нас видит в зимней природе что-то свое, особенное, дорогое ему.
Спасибо за внимание!