Цели урока: повторить и закрепить знания песен В.Я.Шаинского;
расширять музыкальный кругозор; дать сведения о жизни и творчестве композитора;
воспитывать любовь к музыке, песенному творчеству.
Оборудование: портрет композитора, «голубой вагончик», станция «Вообразилия», страна «Чунга-чанга», иллюстрации к песне «Улыбка», герои песен, записи песен.
Ход урока.
1. Сообщение целей и задач урока.
(под музыку «Чему учат в школе»)
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну «Улыбка». Там мы встретимся с детскими песнями и их героями. Но прежде, я хочу вам рассказать о композиторе этих песен В.Я.Шаинском.
2. Новая тема.
Шаинский родился в 1925 году в городе Киеве. В его семье любили музыку, часто семья Шаинских бывала в театрах, на концертах; нередко родители брали с собой и Володю. Музыкальные способности мальчика были замечены рано. А когда Володе исполнилось 10 лет, его записали в Киевский дворец пионеров в музыкальный кружок. Вскоре мальчика перевели в центральную музыкальную школу при Киевской государственной консерватории. Учился Володя отлично. Он удачно выступал на концертах, и ему пророчили большое будущее, но война разрушила все его планы. Володя уходит на фронт, защищать Родину. Именно на войне Владимир Шаинский начинает писать песни. После войны он принимается за учебу. Способности начинающего композитора заметили. Стали появляться его песни, вошедшие в репертуар лучших исполнителей и завоевавшие любовь миллионов слушателей, особенно детей и молодежи. Многие песни этого композитора вы слышали и знаете. Давайте назовем их и послушаем отрывки.
(«Когда мои друзья со мной», «Улыбка», «Антошка», «Голубой вагон», «Песенка про кузнечика», «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать».)
Вы правильно вспомнили и назвали песни, и нам можно отправиться в страну «Улыбка». Но я вас хочу предупредить. В эту страну путь очень долгий. Мы будем путешествовать на различных видах транспорта. В эту страну отправятся самые послушные, прилежные и дружные ребята, потому что в этой стране много интересного и любопытного. Итак, сели ровно. Мы отправляемся с вами в музыкальное путешествие. Но на чем же мы отправимся?
(Звучит песня «Голубой вагон».)
Может эта песня поможет определить, на каком виде транспорта мы поедем? Правильно, это голубой вагон. Итак, мы размещаемся на голубых сиденьях, легких, мягких, удобных. Все садимся ровненько и отправляемся в путь! Поехали! И сразу за окнами мелькают поля, города, села. Вон там вдали – река, а вот – лес, а вон там, посмотрите, как много ребят. Да это же летний лагерь. Здесь отдыхают ребята. Отдыхают они весело, поют свои задорные песни. Послушайте, одна песенка залетела в окна нашего вагона.
(Поем с движением песню «Вместе весело шагать».)
Давайте подпоем ребятам. Будем петь и танцевать.
Вот наш вагон подъезжает к станции «Вообразилия»
Что за станция такая интересная? Посмотрите, полянка. Отдохнем на ней немного, поиграем в музыкальные игры, шарады. Кто это нас встречает?
(Ученик): Ребята, мы приветствуем вас на нашей станции. Для вас мы устроим маленький концерт.
(Дети рассказывают стихи.)
- Что такое счастье?
Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.
Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.
Как тогда ответить,
Что такое счастье?
Ведь оно бывает
Самой разной масти.
Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!
- Если ты прочесть сумеешь
Этот след наоборот –
То его оркестр сыграет,
Под него отряд пойдет. (Шрам – марш)
- Первый слог передает
Звук заржавленных ворот.
Если две приставишь буквы,
Сразу слово запоет. (Скрипка)
- Первый слог – нота, второй – река,
А в целом герой из сказки
Про золотого петушка. (Додон)
3. Физминутка.
А сейчас к нам в гости пришел веселый утенок, и он всем предлагает потанцевать вместе с ним.
(Под музыку «Танец утят»)
4. Повторение.
После танца мы отдохнем и послушаем сказку «Бом-бом».
Ребята, я думаю, вам было очень интересно и весело, но мы с вами веселились не одни, вся природа, окружающая нас веселилась вместе с нами. Веселился и кузнечик.
(«Песенка про кузнечика»)
Мы отдохнули, можно отправляться дальше.
Но что это, раздаются звуки знакомой гармошки! Кто же это играет? Да это же Антошка. Оказывается, он узнал, что ребята отправились в путешествие, и ему тоже захотелось вместе с нами.
Каким же он был?
Но он дает нам честное слово, что исправится. (Песня «Антошка»)
Ну вот, берем новых друзей и отправляемся в путь. Но, что это такое необъятное? (Римский-Корсаков «Море»)
На чем же мы теперь будем добираться до нашей страны? Теперь нам придется пересесть на другой транспорт.
Представьте, по Черному морю, вдали, плывет кораблик. Он показался нам черной точкой. Чем ближе он, тем нам виднее, что кто-то приближается на корабле. Кто же это? (Крокодил Гена и Чебурашка, звучит «Песенка Крокодила Гены»)
Ребята, мы хотим продолжить наш путь дальше, но Чебурашка обиделся и просит, чтобы мы спели и его песню. («Песня Чебурашки»)
А теперь мы все вместе садимся в наш огромный корабль и плывем по морю. Корабль качает, у нас над головой кричат чайки. Хорошо! И вдруг, вдали показался остров. Что же это за остров? А вот и его житель. Это негритенок Ника, он встречает нас своей песенкой. («Чунга-чанга» - песня с движениями)
Мы все рады, поэтому вместе с Ником споем и спляшем.
5. Подведение итогов.
Ребята, наше путешествие подходит к концу. С хорошим настроением мы добрались до страны «Улыбка».
Где мы сегодня побывали?
Кто создатель этой страны?
В память об этой стране В.Я. Шаинский и жители страны дарят вам песню. Но чтобы взять ее с собой, мы выучим ее. А сделаем это так: я вам буду показывать картинки, а вы, глядя на них, вспомните слова о споете. Но прежде нужно поставить их в нужном порядке. (Песня «Улыбка»)
С какими героями вы встретились в волшебной стране?
Какие знакомые песни услышали?
Что нового узнали о В.Я. Шаинском?