Цель урока: познакомить учащихся со сказкой "Летучий корабль", раскрыть особенности музыкального языка и нравственный смысл произведения.
Оборудование: презентация, наглядный материал.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем!
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей)
- Кто мне скажет, что такое музыкальная сказка?
- Что обычно происходит в сказках?
- Верно, добро побеждает зло.
- А как воздействует на нас музыкальная сказка?
- С помощью нее мы можем понять характер героев, описать события, понять настроение героев.
- Ребята, с какой музыкальной сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто главные герои в сказке?
- А кто написал музыку к этому мультфильму?
- Что вам больше всего запомнилось в сказке?
- А что вам кажется важным в этой сказке?
- Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересной и поучительной музыкальной сказкой.
- Ребята, послушайте внимательно и скажите, что это за сказка?
Царь: Выйдешь!
Забава: Не выйду!
Царь: Последний раз спрашиваю, выйдешь за Полкана?
Забава: Не выйду!
Царь: Тогда ты у меня никуда не выйдешь.
- Кто из вас догадался, откуда эти слова?
- Верно, это музыкальная сказка – "Летучий корабль". Мультфильм вышел на экраны в 1979 году и сразу завоевал сердца зрителей.
- Музыку к нему написал замечательный композитор Максим Дунаевский, портрет которого на экране, а слова к песням написал – Юрий Энтин, портрет которого на доске.
- Ребята, а кто из вас читал сказку "Летучий корабль"?
- В основу мультфильма легла русская народная сказка, но создатели добавили в нее много юмора, интересных персонажей и, конечно же, прекрасную музыку!
- Кто мне скажет, какие герои есть в этом мультфильме?
- Давайте посмотрим начало мультфильма и познакомимся с главными героями, а также с песнями, которые там звучат.
Просмотр музыкального произведения
- Какие герои вам запомнились больше всего?
- Какими они вам показались?
- Знакомы ли вам песни, которые там звучали?
- Какая песня вам понравилась больше всего?
- Ребята, давайте посмотрим фрагмент мультфильма, определим характер и музыку героя.
- С каким героем из музыкальной сказки "Летучий корабль" мы познакомились?
- А что происходит в этом фрагменте?
- Ребята, почему царевна Забава спорит с царем?
- А какую песню она пела? О чем она?
- Верно, песня ритмичная и быстрая, но настроение передается немного грустное, потому что царевна поет о любви грустно и мечтательно.
- Как мы можем описать царевну? Она какая?
- Верно, самостоятельная, решительная, упрямая, не боится перечить своему отцу.
- О чем поет царевна дальше? Кого она встретила?
- Какое настроение передает песня Забавы?
- Верно, спокойное, романтичное, мечтательное, ведь она мечтает выйти замуж по любви.
- А теперь давайте с вами немного отдохнем, повторяйте движения за мной.
Руки ставим мы в разлет
Появился самолет.
Мах крылом туда – сюда!
Делай раз, делай два.
Руки вверх все поднимите,
Друг на друга посмотрите.
Опустили руки вниз,
И на место все садись.
- Давайте посмотрим фрагмент и определим, песня какого героя звучит? (Просмотр музыкального фрагмента)
- Ребята, с каким героем мы познакомились во втором фрагменте?
- А как зовут героя?
- О чем Иван в песне, которую вы прослушали?
- Как мы можем описать его? Какой это герой?
- Какое настроение передает песня Ивана?
- Давайте с вами просмотрим следующий фрагмент и познакомимся с еще одним героем. (Просмотр музыкального фрагмента)
- Знаком ли вам этот герой?
- О чем поет в песне Водяной, которую вы прослушали?
- О чем мечтает водяной?
- Какое настроение нам передает песня Водяного?
- Ребята, каким он является героем, положительным или отрицательным? Почему?
- Просмотрим следующий фрагмент и познакомимся со следующими героями музыкальной сказки. (Просмотр музыкального фрагмента)
- Ребята, кто помнит этих героев мультфильма?
- Зачем пришел к ним Иван?
- А что пели Бабки-ежки?
- О чем поется в частушках Бабок-Ежек?
- Какое настроение передает эта песня?
- Давайте с вами разучим и споем эту песенку, для поднятия настроения.
- Перед тем как начать нашу работу, давайте с вами отдохнем.
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – новь за дело.
- Ребята, а знаете ли вы, чем закончилась сказка?
- Посмотрим с вами фрагмент концовки мультфильма. (Просмотр музыкального фрагмента)
- Чем же закончился мультфильм?
- Чему учит нас эта музыкальная сказка?
- Сказка учит тому, что настоящая любовь, доброта и трудолюбие всегда побеждают зло и коварство, а мечты сбываются, если в них верить и стремиться к ним.
- Ребята, какая песня вам запомнилась больше всего?
- А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, которая называется "Угадай-ка".
- Я буду включать вам фрагменты из музыкальных сказок, а вы должны сказать кто поет и что это за сказка.
- Наше занятие подошло к концу. Ребята, с какой музыкальной сказкой мы сегодня познакомились? (Дети отвечают на вопросы педагога)
- А кто написал музыку к мультфильму "Летучий корабль"?
- Чему учит нас эта музыкальная сказка?
- Какие герои вам понравились больше всего? Почему?
- Если вам понравился наш урок, покажите большой палец вверх, если было сложно и непонятно, покажите большой палец вниз.
- Ребята, я надеюсь, что музыкальная сказка подарила вам хорошее настроение и новые знания.
- На этом наш урок окончен.