Конспект урока музыки в 1 классе "Садко"

Цель: знакомство учащихся с былиной "Садко".

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными музыкальными инструментами;
  • на основе музыки А.Н. Римского-Корсакова воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Оборудование: ноутбук, мультфильм "Садко", экран.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня урок музыки у вас проведу я.

Актуализация знаний

- Назовите инструменты, о которых вы узнали на прошлом уроке. (ответы учащихся)
- Что объединяет эти инструменты: фортепиано, рояль, синтезатор? (У этих инструментов есть клавиши)

Постановка целей и задач

- Ребята, я загадаю вам загадку, а вы попробуете ее разгадать.

Он играет на баяне,
на рояле, на гитаре
он известнейший талант.
Кто же это? (Музыкант)

- Как вы поняли сегодня, мы будем говорить о музыкантах, людях, которые уже с древних времен умели играть красивые мелодии на инструментах.
- В далекие времена так же на праздники приходили певцы-гусляры.
- Они пели сложенные ими былины о героических подвигах русских богатырей, аккомпанируя себе на гуслях.

Былина - русская народная песня о героических событиях или примечательных эпизодах истории.

- Некоторые из былин дошли до нашего времени. Одна из них называется "Садко".

Изучение нового материала

- Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу, которую тоже назвал "Садко".

Опера – музыкальный спектакль, в котором артисты поют на сцене театра.

- Николай Андреевич Римский-Корсаков был морским офицером и совершил кругосветное путешествие.
- Садко был гусляром и мореплавателем, он мечтал о счастье всех людей, поэтому отправился искать птицу счастья в далекое морское путешествие.
- А сейчас мы с вами послушаем вступление к опере, которое называется "Океан – море синее".

- После прослушивания ответьте на вопросы: "Каким вы представили море? Оно менялось?" (Море в начале было спокойным, а потом стало волноваться, но затем опять успокоилось)
- Может быть, вы уже знакомы с былинным сказом о Садко?
- А вы знаете, что такое гусли?

Гусли - это струнный инструмент.

- Об этом инструменте есть интересная сказка.
- Слушайте: "Однажды вечером царь Морской устроил пир на весь мир. Съехались цари и царевичи из разных рек да озер. Приплыл и водяной, который рассказал царю о Садко.
- Говорит царь: "Ну, Садко, потешь, позабавь нас! Играй так, чтоб ноги ходуном ходили". И заиграл Садко.

- Давайте и мы послушаем, как играл Садко, удалось ли ему развеселить гостей и исполнить просьбу царя?

Слушание "Заиграйте, мои гусельки"

- Поделитесь своим впечатлением о том, какая эта музыка? (Веселая, задорная)
- Как вы думаете удалось ли Садко развеселить гостей и выполнить просьбу царя? (Да)
- Вы правы. Гости царя так плясали, что буря на море поднялась, корабли стали тонуть, люди гибнуть.

Физминутка

- Водяной тогда подсказал Садко оборвать струны, тогда все утихнет. Так и сделал Садко. В награду за игру царь дал разрешение жениться на девице морской, красавице-Чернавушке.
- Принялись веселым пирком да за свадебку. А как пир кончился, сказала Чернава Садко: "Ложись-ка ты спать-почивать, да не о чем не думай".

- Уснул Садко, а сквозь сон слышит мелодию. Что же пела ему Чернавушка? Какую песню, что уснул Садко?
- Чтобы ответы на эти вопросы, мы послушаем эту песню.

Слушание "Колыбельная Волховы"

- Так какую же песню пела Чернавушка? (колыбельную)
- А теперь я вам открою тайну, эту песню сочинил русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. Жил он очень давно, но музыку его любят и слушают.

- Как вы думаете, почему? (Она добрая, красивая, волшебная)
- Да, ребята, красота никогда не умирает, она остается вечной, поэтому ее воспевают в стихах, в песнях. О красоте есть даже песня. Мы с вами ее разучим.

Разучивание песни "Посмотри как все красиво"

- Ребята, а ведь мы так и не узнали, чем же закончился сон Садко? Хотите узнать?
- Тогда слушайте: Пробудился он поутру, и глазам своим не верит, сидит он на крутом бережку реки Чернавы, там, где в Волхов-реку она впадает.
- А по Волхову бегут-поспешают его сорок кораблей с верною дружиной.

- Как вы думаете, ребята, почему Садко не смог остаться жить в море, ведь царь ему разрешил жениться на Чернавушке, он мог бы стать богатым. (В жизни так не бывает, Садко музыкант, живой человек, а Чернавушка сказочная героиня)

Закрепление изученного

- Да, ребята, вы правы. В искусстве должно быть все правдиво, как в жизни. А живут эти замечательные герои в былинном сказе "Садко и Морской царь"
- В былинах, как и в сказках, есть вымыслы. Но есть и доля правды. Садко действительно жил в Новгороде и построил там церковь в 1167 году.
- Он не был богатырем, но о нем сложили былину, т.к. сила его была подстать богатырской – это была сила искусства!

- А звали его Садко-гусляр за то,что он играл на волшебном древнем инстументе – гусли.
- Такие волшебные инструменты есть у всех народов нашей страны. И возникали они у всех в разное время.

Подведение итогов

- О чем вы сегодня узнали? (учащиеся отвечают)
- Что запомнилось о былинном герое Садко?

- Назовите фамилию композитора. (Н.А. Римский-Корсаков)
- С каким инструментом познакомились? (С гуслями)

Рефлексия

- В заключение урока оцените свои ответы.

  • на уроке мне было комфортно и все понятно – поднимите карточку с зеленым кружком;
  • я немного затруднялся, не все было понятно – карточка с желтым кружком;
  • мне было трудно, ничего не понял – карточка с красным кружком.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, музыка, 1 класс