Цель: расширить представление детей о весеннем празднике.
Задачи
Образовательная:
- Познакомить с историей праздника.
- Расширять певческий диапазон.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать ритмический слух.
- Развивать правильное дыхание.
Воспитательная: воспитывать культуру слушания музыки, прививать музыкальный вкус.
Оборудование: аудиозаписи песен, фортепиано, картины художников, портрет композитора П. И. Чайковского, карточки со словами мама на разных языках.
Ход урока
Организационный момент
Дети входят в класс под фонограмму песни (Звучит песня "Маме в день 8 Марта"). Музыкальное приветствие:
Учитель: Прозвенел урок – начался урок.
Здравствуйте, ребята! (поет учитель под музыкальное сопровождение фортепиано)
Дети: "Здравствуйте!" (поют под муз. сопровождение).
Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя
- Ребята, когда вы входили в класс, звучала песня "Маме в день 8 Марта", а прозвучала она не случайно, т. к. тема нашего урока "8 Марта".
Кто сможет мне ответить, какое сейчас время года? (весна)
Объяснение новой темы
Учитель:
Дети, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет, в лесу подснежник расцветет (весна)
- К какому времени года можно отнести эти картины? (На доске выставлены картины В. Н. Бакшеева "Голубая весна", Н. М. Ромадина "Розовая весна") (к весне)
- После какого времени года наступает весна? (после зимы)
- Молодцы! А кто из вас сможет назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май)
- Назовите признаки весны (снег тает, появляются лужи, солнышко ярко светит…)
- Хорошо!
- Какой праздник мы отмечаем в марте? (8 марта)
- Правильно, ребята! В марте месяце мы всем миром отмечаем этот прекрасный праздник. Праздник всех женщин: мам, бабушек. В этот день принято поздравлять наших бабушек, мамочек и даже девочек. А хотите узнать, как появился женский праздник 8 Марта?
История праздника 8 марта
Раньше женщины не имели права голоса. Считалось, что женщина должна заниматься хозяйством по дому. Женщины даже не имели право учиться. Это им очень не нравилось. Однажды женщины собрались и решили устроить забастовку, где отстаивали свои права. Они выступали против детского труда, требовали хороших условий, хорошую заработную плату за свою работу. И они добились этого.
Именно этот день 8 марта и стал для них и всех женщин праздником. С тех пор, объявили: женский день - 8 Марта. Женщины многих стран празднуют этот весенний праздник - 8 Марта. В этот день мужчины поздравляют всех женщин с праздником: дарят цветы, улыбки. И вы, ребята, не забудьте поздравить своих мам, бабушек и девочек.
Дидактические игры
"Какая? Какие?"
- Мама (какая?)
- Глаза у мамы какие?
- Руки у мамы какие?
"Назови ласково"
- Мама (мама, мамочка, матушка)
- Бабушка (бабуля, бабулечка)
- Сестра (сестренка, сестричка)
Учитель:
Дети, расскажите, какое у вас бывает настроение в минуты общения с мамой или бабушкой (Радостное, веселое, прекрасное и т.д.)
- А когда мамы или бабушки нет дома? Какое чувство вы испытываете? (Печаль, тоску, грусть…)
- Трудно было и маленькому Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, скучал по ней. В печали Петя сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подпевал на клавишах. Он сочинил немного грустную пьесу. Но ведь и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы, и маленький Петя стал композитором (На доске вывешен портрет П. И. Чайковского).
Музыка, которую мы услышим сегодня, написана П. И. Чайковским специально для "Детского альбома" и тоже посвящена самому близкому и дорогому для каждого из нас человеку. "Мама" - так и называется эта пьеса. Звучит пьеса "Мама" из детского альбома.
Учитель:
- Музыку, которую вы только что прослушали, какая она: быстрая или спокойная, веселая или грустная? (Спокойная, грустная)
- Правильно. Молодцы! Музыка спокойная, нежная, задумчивая. С помощью музыки П.И. Чайковский выразил свою любовь к маме.
Разучивание новой песни и частушек
Учитель:
- Вы еще не можете купить и подарить мамам и бабушкам дорогих подарков. Зато можете спеть для них песню.
Дети поют песню "Маме в день 8 Марта" (Муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен. Пение в школе (стр. 15))
Игра "Ма-моч-ка"
Учитель: Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечаете: "Ма- моч -ка". На каждый слог слова – хлопок. Делаем это дружно.
- Кто пришел ко мне с утра? - "Ма – моч -ка!" (3 хлопка)
- Кто сказал: "Вставать пора!" - "Ма-моч-ка!"
- Кашу кто успел сварить? – "Ма-моч- ка!"
- Чаю в чашку кто налил?- "Ма-моч-ка!"
- Кто косички мне заплел? - "Ма-моч-ка!"
- Целый дом один подмел? - "Ма-моч-ка!"
- Кто меня поцеловал? - "Ма-моч-ка!"
- Кто ребячий любит смех? - "Ма-моч-ка!"
- Кто на свете лучше всех? - "Ма-моч-ка!"
Физкультминутка
(Выполнение подражательных движений по тексту)
Дружно маме помогаем
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем.
Маму крепко обнимаем.
Учитель:
Женщина - дарительница тепла, любви, красоты. Поэтому доброй и радостной традицией стало поздравлять в этот день мам, бабушек, сестер, подруг и одноклассниц. Давайте подумаем, что еще мы можем подарить нашим мамам и бабушкам? (Прочитать стихи, спеть песню, подарить танец, рисунок)
- Молодцы! А можно спеть веселые частушки.
Частушки
Часто делаем ошибки,
Но с любовью каждый раз
Дарим вам свои улыбки,
Точно так же, как сейчас.
Мы сегодня нашим мамам
Дружно спляшем и споем,
А еще пообещаем
Быть послушными во всем.
Убирался я в квартире:
Пылесосил, протирал.
Я сегодня быть счастливой
Моей маме помогал.
Мы сегодня обещаем
Только радость вам дарить,
Чтобы вы не огорчались,
Лишь "пятерки" приносить.
Итог урока
Учитель:
На разных языках мама звучит по разному:
Испания, Италия - мадрэ;
Франция - маман;
Нидерланды – ма;
Украина - мати;
Литва – мамитэ;
Болгария – майка;
Слово мама звучит по - разному. Но есть в этих словах и что-то общее. Присмотритесь внимательно и определите, что же в этих словах общего? (слог "ма", на доске развешиваются карточки со словами мама на разных языках).