Конспект музыкально - ритмического занятия «Цирк» в 1 классе для детей с нарушением слуха

Тема урока: средства музыкальной выразительности.

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • формировать умение определять настроение музыкального произведения, различать смену характера музыки, передавать его в движениях;
  • формировать умение петь подвижно, согласованно, правильно передавая ритмический рисунок мелодии;
  • формировать навык ритмических движений в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой музыки;
  • активизировать действие детей в музыкально-речевой деятельности.

Коррекционные:

  • развивать слуховое восприятие и совершенствовать навыки правильного произношения;
  • укреплять физическое и психическое здоровье детей;
  • проводить профилактику заболеваний верхних дыхательных путей.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать чувство ритма и слуховое внимание, выразительность движений;
  • развивать речевой и музыкальный слух, память и внимание.


I. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята.
- Какое у вас настроение? (ответы детей)
Хочу поприветствовать вас песенкой (Учитель приветствует детей валеологической распевкой)

- Здравствуйте, девочки! (Педагог приветственно машет рукой)
- Здравствуйте! (Девочки поднимают руку вверх и машут ею)
- Здравствуйте, мальчики! (Педагог также приветствует мальчиков)
- Здравствуйте! (Мальчики машут рукой)
- Солнышко, здравствуй! (Все поднимают руки вверх)

- Здравствуй, здравствуй! (Скрещивают прямые руки над головой)
- День такой прекрасный! (Протягивают прямые руки вперед)
- Здравствуй, здравствуй! (Хлопают в ладоши)
- Хорошо под солнышком мы растем, (Поднимают руки вверх, встают на носочки и тянутся как можно выше)
- Здоровей становимся С каждым днем! (Сжимают пальцы в кулаки, прижимают руки к плечам и разводят в стороны)

Какой сейчас урок? (ответы детей)
- Что мы делаем на уроках ритмики? (ответы детей)

II. Основная часть

1. Музыкально-ритмические упражнения

Отгадайте загадку: Там есть множество огней, дрессированных коней,
Люди ездят на ослах, обезьяны на слонах
Звуки звонко льются, люди все смеются! (ответы детей)

- Правильно, ребята, это цирк.
- А вы были в цирке? (ответы детей)
- Кто там выступал? (ответы детей)

- Люди, которые дрессируют зверей называются дрессировщиками. Предлагаю превратиться в дрессировщиков.
- Я вам сыграю марш, он позовет всех на арену большого цирка, а вы под эту музыку, как настоящие артисты-дрессировщики пройдете по залу бодрым шагом. Исполнение упражнения "Бодрый шаг" под "Марш" Л. Шульгина.

- Сейчас я раздам вам обручи, и вы превратитесь в настоящих гимнастов.
- Держим спинки ровно, голову прямо.
Исполнение ритмопластической композиции "Голубая вода" ("Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной)
Надо поздороваться с обитателями цирка. Послушайте как мы будем здороваться. Показ учителя.

Игровое фонопедическое упражнение "Здравствуйте!"

- Здравствуйте, лошадки!
- И-го-го! (Глиссандо с верхнего регистра вниз)
- Здравствуйте, козлятки!
- М-ме-ме-ме! (Глиссандо с грудного регистра вверх)
- Здравствуйте, гусята!
- Га-га-га! (Голосовые точки в верхнем регистре)
- Здравствуйте, утята!
- Кря-кря-кря! (Произносят с понижением регистра)
- Здравствуйте, лягушки!
- Ква-а-а! (Голосовые точки в верхнем регистре)
- Здравствуйте, котята!
- Мяу! Мяу! (Глиссандо вверх, потом вниз)

2. Слушание музыки

"Вальс" А. Гречанинова.

Я сейчас сыграю вам мелодию, а вы подумайте, кто же первым выступит на цирковой арене.
Исполнение пьесы
- Какое настроение у музыки? (ответы детей)
- Какой танец можно исполнить под нее? (ответы детей)
- Это вальс - танец, под который танцуют, кружась.
- Как называется танец? (ответы детей)

- В цирке под эту музыку могут выступать дрессировщики с голубями. Белые голуби летают, кружатся под самым куполом цирка.
- Музыка всегда звучит одинаково, или у нее меняется настроение? (ответы детей)

- Сначала музыка звучит медленно, плавно, словно раскачивается. Голуби летают, кружась по арене. Исполняется 1 часть вальса. А потом, как - будто поднимается вверх, наши артисты поднялись высоко, под самый купол Исполняется 2 часть вальса. Затем музыка становится жалобной, неуверенной. Исполняется фрагмент последних тактов средней части. Видимо наши голуби-артисты немного устали, опустились вниз и решили присесть на жердочке, отдохнуть, сложив свои крылья. И вот опять звучит плавная мелодия и наши голуби продолжили свое выступление (исполняется первая мелодия вальса).

Активное слушание

- Давайте сейчас движением рук покажем смену характера музыки в этом вальсе. Мы, как белоснежные голуби, будем спокойно летать под музыку, то подниматься, размахивая крыльями, то опускаться, сложив крылья.

3. Работа над речью

И снова загадка: Ловка, быстра, но забияка, невозможная кривляка.
Кто-то дал ей два банана, очень рада… (обезьяна)

Правильно! Мы теперь не ребятишки, а веселые мартышки!

Упражнение "Мартышки"

Дети встают возле стульчиков, вытягивают губы, произнося на выдохе "У, у, у", двигают губами в разные стороны, строя гримасы, произносят на высоких звуках: "А,а,а".

Проведение музыкально - ритмического занятияПроведение музыкально - ритмического занятия

Молодцы, мартышки.
А теперь на арене слон. Что кушал слон на обед?

Пальчиковая игра "Обед у слона"

Раз слоненку на обед (Руки "в замке", качают в ритм стиха)
Принесли покушать:
Торт большой, пирог, рулет, (Перечисляют, загибая пальцы)
Сто сосисок, сто котлет,

Яблок сумку, ящик слив,
Две морковки и подлив.
А попить – ведро компота! (Теребят большой палец)
Только есть опять охота!!! (Разведя руки сжимают - разжимают пальцы)

4. Мелодекламация

а) Распевание.
Исполнение попевки Е. Тиличеевой "Птенчики"
- Как поет птица-мама? (ответы детей)
- Птенчики поют высоко.
- Низкие звуки. Высокие звуки.
- Я буду петь за птицу-маму, а вы за птенчиков.

б) Мелодекламация.
Исполнение песни "Лошадка Зорька" В. Витлина

- Прислушайтесь, кто же сейчас готовится к выступлению? Звучит вступление песни.
- Правильно, это же наша лошадка Зорька! Показ иллюстраций. Она, то важно шагает, то несется быстрее ветра. Лошадка то высоко поднимает ноги, идет, красиво вышагивая, то делает подскок, ну совсем, как поется в песне.

Послушайте. Исполняется педагогом 2 строчки куплета, с прохлопыванием ритмического рисунка. А теперь давайте вместе споем и прохлопаем. Затем разучиваются остальные строчки.

- Молодцы! Мне понравилось, как вы пели.
- Что мы делали? (ответы детей)
- Как называется песня? (ответы детей)

5. Музыкально-дидактическая игра

Дидактическая игра "Угадай на слух инструмент"

- Посмотрите, какие инструменты нарисованы? Показ картинок: барабан, маракас, трещотка, колокольчик, ложки, гармонь.
- Назовите эти музыкальные инструменты (ответы детей)

Детям раздаются карточки с нарисованными инструментами.
- Внимательно слушайте музыку. Чья музыка звучит, тот инструмент и показывайте!

6. Игра

Музыкальная игра "Какие звери быстрее соберутся"
- Будем играть в игру "Какие звери быстрее соберутся".
- Расскажите правила игры (Ответы детей)

Правила игры:
Дети делятся на две команды: Тигрята и Мишки. Пока звучит музыка дети бегают в рассыпную. Как только музыка перестанет звучать надо собраться вместе. Чья команда быстрей соберется.

Игра повторяется 2 - 3 раза. Шапочки зверей меняются.
- Как называется игра? (Ответы детей)
- А теперь снимаем шапочки и мы снова ребята.

III. Подведение итогов

- Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы!
- Какой был урок? (ответы детей)
- Что мы делали на уроке? (ответы детей)
- Что вам понравилось делать? (ответы детей)
- До свидания, ребята.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, музыка, 1 класс