УМК: "Школа России".
Цель урока: формирование целостного представления у первоклассников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребенка в рамках урока.
Задачи:
Оборудование: презентация, фрагмент из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик", фрагмент из оперы "Семеро козлят" М. Коваль, "В гостях у сказки" М. Дашкевич и минус.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: дневник, тетрадь и пенал.
- Ребята, наш урок я хочу начать с прослушивания музыкального фрагмента.
- Сядьте правильно и внимательно прослушайте его. (Видео "Танец Феи Драже" из балета П.И. Чайковского "Щелкунчик")
- Скажите, что за музыка прозвучала, кто написал ее? ("Танец Феи Драже" П. Чайковского)
- И почему мы начали урок с этого произведения? Где звучит эта музыка? (в театре)
- А что можно увидеть и услышать в театре? (оперу, балет)
- А кто-нибудь знает, что такое опера? (ответы учащихся)
- А что такое балет? А увертюра?
- Давайте составим задачи на урок и сформулируем тему? Что нам нужно узнать на уроке?
- Какая же тема нашего урока? (Элементы оперного балетного спектаклей. Увертюра)
- Ребята, а кто-нибудь из вас был на оперном или балетном спектакле?
- Что там делают? (В оперном спектакле поют под оркестр, ав балетном - все танцуют)
- Давайте прочитаем на слайде, что такое оперный спектакль.
- А теперь прочитаем, что такое балетный спектакль.
Оперный спектакль – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Балетный спектакль – это музыкальный спектакль, в котором все танцуют
Слушание музыки
- Ребята, сейчас я вам называю несколько героев, а вы определите, из какого они музыкального произведения. (Слушают и определяют)
- Бодайка, Мама Коза, Волк, Топтушка, Всезнайка. ("Волк и семеро козлят")
- Верно. Это опера "Волк и семеро козлят".
- Эту Детскую оперу поставили и записали в 1967 году. Музыку для нее написал композитор Мариан Викторович Коваль еще в 1939 году.
- Давайте вспомним имена всех козлят из этой оперы. (Бодайка, Топтушка, Всезнайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, Малыш)
- А сейчас прослушаем и изучим первый фрагмент из сцены Козлят оперы "Волк и семеро козлят". Его поет Козленок Топтушка. (Звучит фрагмент сцены козлят песня Топтушки из оперы "Волк и семеро козлят" М. Коваля)
- Ребята, это тема первого козленка. О чем он поет? (На венике объезжает все кругом)
- Какой темп у песни? (быстрый)
- Какая динамика у этой песни?
- Молодцы, давайте разучим слова и споем ее вместе.
Я на венике верхом
Объезжаю все кругом,
Ты беги, Мазилка, вслед.
Ну, догонишь или нет?
- Давайте ее споем.
- А сейчас прослушайте еще одну песню из этой оперы.
- Это будет песня еще одного Козленка – Всезнайки. Сядьте правильно и приготовьтесь слушать. (Звучит фрагмент песни Всезнайки)
- Это тема второго козленка. О чем он поет? (за лежанкой мать прячет варенье)
- Какой темп у песни? (быстрый)
- Молодцы. Давайте разучим слова и споем ее вместе.
А я знаю, за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
- Давайте споем.
- Следующая песня из этой оперы – Песня Козленка Бодайки. (Звучит фрагмент песни Бодайки из оперы "Волк и семеро козлят")
- О чем поет Бодайка? (забодает)
- Молодцы. Давайте разучим слова и споем ее вместе.
Забодаю, забодаю!
- Песня козленка Болтушки. (Звучит фрагмент сцены козлят песня Болтушки)
- О чем поет Болтушка? (Что Всезнайка и Топтушка считают ее болтушкой)
- Хорошо, давайте разучим слова и споем ее вместе.
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я болтушка.
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
- А сейчас мы прослушаем песню, которую все козлята поют вместе. (Звучит песня всех козлят из оперы "Волк и семеро козлят")
- О чем эта песня? (Что козлята весело живут. Целый день играют и поют)
- Давайте ее разучим вместе споем.
Целый день поем, играем,
Очень весело живем.
Очень весело живем!
- Теперь продолжим знакомиться с песнями козлят. Сейчас познакомимся с песней Дразнилки. (Звучит песня Дразнилки)
- О чем поет Дразнилка? (Дразнит Мазилку за ее нос)
У Мазилки нос грибом!
- А теперь послушаем песню Мазилки. (Звучит песня Мазилки)
- Что отвечает Мазилка Дразнилке? (Чтобы тот его не дразнил)
- Давайте споем ее вместе.
Не дразни меня!
Не дразни меня!
- Обратите внимание, что песни Дразнилки и Мазилки чередуются 2 раза.
- Теперь опять поем песню всех козлят.
- Прослушайте еще одну песню Всезнайки. (Звучит фрагмент сцены Всезнайки)
- Какой темп у песни? (быстрый)
- В каком регистре исполняется песня? (в высоком)
- Какая динамика у этой песни?
- Молодцы, давайте теперь ее споем вместе.
Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
- Охарактеризуйте Мазилку и Дразнилку. Какие качества у Дразнилки? (невежа)
- Какие качества у Мазилки? (ронимый)
- Следующая песня Бодайки. Давайте ее вспомним.
- А теперь вспомним песню Болтушки.
Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я болтушка.
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.
- Вспомним песню всех козлят еще раз.
Целый день поем, играем,
Очень весело живем.
Очень весело живем!
- Теперь давайте прослушаем и изучим песню козленка Малыша. (Звучит фрагмент песня Всезнайки)
- О чем эта песня? (Малыш стал командиром и строит всех в ряд)
Стойте, друзья!
Командиром стал я.
По команде сдвойте ряд,
Начинаем наш парад.
- Давайте ее споем.
- А сейчас мы выделим семь козлят, надев на них шапочки. И по очереди они будут петь в той очередности как мы учили слова.
- Давайте повторим, сначала поет Топтушка, Всезнайка, Бодайка, Болтушка, Все Козлята, Дразнилка, Мазилка, Дразнилка, Мазилка, Все Козлята, Всезнайка, Бодайка, Болтушка, Все козлята, Малыш. (Включаю фрагмент сцены козлят из оперы "Волк и семеро козлят")
- Скажите, к какому жанру относится данное произведение? (Это опера, потому что мы пели в сопровождении оркестра)
- Почему? Правильно, потому что в опере поют и мы тоже пели.
- А сейчас мы прослушаем знакомое вам музыкальное произведение. Посмотрите на экран. (Звучит видео фрагмент "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик" П. Чайковского)
- Что это за музыкальное произведение? (Танец феи Драже)
- А кто его сочинил? (П.И. Чайковский)
- Какой темп у этого произведения? (умеренный)
- Какая динамика? (громко, иногда не очень)
-Давайте определим, опера это или балет?
- Почему? (Балет, потому что не поют, а танцуют)
- Молодцы, а сейчас мы должны были узнать, что такое увертюра.
- Посмотрите на слайд. Кто прочитает, что такое увертюра?
Увертюра – это вступление в оперу или балет
- Давайте прослушаем фрагмент из увертюры к балету "Щелкунчик" П.И. Чайковского.
- А сейчас давайте немного отдохнем. Вставайте из-за парт. И повторяйте за мной.
Для разминки, из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей.
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперед наклоны –
Раз–два–три-четыре–пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
Распевание
- Ребята, а сейчас немного распоемся. Давайте разучим новую распевку, которая называется "Вы откуда и куда". (Включаю видео с распевкой)
- Молодцы, а теперь вспомним распевку, которая называется "Мы поем". Я вам ее спою, а вы продолжайте за мной. (Поет учитель и ученики)
Разучивание песни "В гостях у сказки"
- Сегодня мы разучим песню, которая называется "В гостях у сказки".
- Написал эту песню Юлий Ким, музыки - Владимир Дашкевич. В 1973 году в фильме "Капля в море" впервые прозвучала знаменитая "сказочная тема", ставшая музыкальной заставкой телепередачи "В гостях у сказки".
- Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах "Ералаша", а в 1982 году - в фильме "Там, на неведомых дорожках…", в том числе в песне "Приходите в гости к нам".
- А сейчас сядьте правильно и прослушайте эту песню, после чего, ответьте на вопросы. (Включаю "В гостях у сказки")
- Ребята, есть ли в песне непонятные вам слова?
- О чем говорится в песне?
- Есть ли главные герои в песне? Назовите их. (Кощей, Бармалей, Баба Яга, Кот ученый, Горыныч-змей, Черномор, Иван-дурак, Буратино, Царевна лягушка, Бармалей, Финист – Ясный Сокол и др.)
- В каких сказках присутствуют эти герои?
- Назовите положительных и отрицательных персонажей?
- Определите настроение песни по словарю эмоций.
- В сопровождении какого оркестра исполнятся песня? (симфонического)
- А сейчас мы разучим слова, повторяйте за мной. (разучивание стихов песни "В гостях у сказки")
Работа над выразительностью
- Ребята, перед тем, как спеть эту песню, мы должны вспомнить, как ее нужно исполнять? (Включаю Минус песни "В гостях у сказки")
- Давайте ее исполним сначала под плюс.
- А теперь давайте закрепим и исполним еще раз под минус.
- Ребята, Сегодня мы познакомились с оперой "Волк и семеро козлят". Давайте вспомним, как звали всех козлят. (ответы детей)
- Сколько было девочек?
- Сколько мальчиков?
- Сегодня мы познакомились с новыми понятиями. Кто скажет, что же такое опера?
- Что такое балет?
- Что такое увертюра?
- Ребята, вам понравился урок?
- Что было легко для вас?
- А что было трудным? (оценивание учащихся)
Домашнее задание
- Дома вам нужно выучить песню "В гостях у сказки".
- Спасибо вам за урок. До свидания!