Тема: Звук и механизм его извлечения. Звуки бывают разные
Цель: формирование представления об окружающих нас звуках.
Задачи:
Новые понятия: звуки шумовые и музыкальные.
Оборудование: ТСО, CD-диски, карточки, иллюстрации, демонстрационный материал, таблицы нотных примеров.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивация (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха). |
Дети входят в класс под музыку «Звуки природы». Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, учитель! |
Настраиваются на занятие. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (выявить уровень знаний.) |
- Ребята, вы спели приветствие. А сколько всего звуков в этом приветствии? (шесть) - Как движутся звуки? (сначала вверх, потом вниз) - С какого звука начинается приветствие с низкого или высокого? - Приветствие начинается с низкого звука. А затем, как по ступенькам, поднимается выше. - А теперь спойте приветствие друг другу в форме диалога тихо-громко, низко-высоко, быстро-медленно. Например, «Здравствуй, Дима!» - Вы спели приветствие все по-разному. Значит, звуки бывают какие? (Разные) - Правильно! Звуки бывают разные – гласные и согласные, громкие и тихие, высокие и низкие». И поем эти звуки мы по- разному. |
Участвуют в беседе.
Соотносят движение звуков в приветствии. Соотносят направление мелодии. Участвую в музыкальном диалоге Закрепляют понятие о звуках. |
Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы)
|
- Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на занятии? - Сегодня мы познакомимся с различными звуками, которые нас окружают. - А знаете ли вы, что такое «звуки»? И где они живут? (ответы) - Этот вопрос мы постараемся исследовать на нашем занятии. - Итак, «звук» - это то, что мы слышим. Давайте сейчас закроем глаза и немного посидим в тишине. Я буду издавать различные звуки, а вы их угадывать. (шуршание бумаги, постукивание карандаша, завод будильника и т.п.) - Чем же отличаются звуки в приветствии от звуков с предметами? (в приветствии звуки музыкальные, с предметами – шумовые). - А в чем же их отличие? (В их извлечении) - Музыкальные звуки мы пропеваем или проигрываем на музыкальных инструментах, а шумовые – извлекаем от взаимодействия предметов. Поэтому тема нашего занятия будет звучать так: «Звук и механизм его извлечения». - Скажите. А с помощью чего извлекается звук при пении? (гортань, связки, язык) - И чтобы звуки, извлекаемые нами, были красивыми, мы выполняем различные вокальные упражнения. |
Предполагают тему занятия.
Участвуют в беседе. Устанавливают проблему занятия.
Взаимодействуют в игре.
Закрепляют понятия о музыкальных и шумовых звуках.
Получают знания об извлечении звуков. |
Практический (Вокальные упражнения, хоровое пение) |
- Вспомним правило при пении: «Сяду ровно, не согнусь, И за пение примусь!» - Правильно! При пении очень важно держать спину прямо, не опускать подбородок и не поднимать плечи. - Выполним «Гимнастику для язычка», а затем дыхательную гимнастику «Насос» - Чтобы звук был естественным. Нужно расслабиться и петь без напряжения. Добиться этого нам поможет упражнение «Таря-Маря». - А теперь приступим к вокальным упражнениям: «Мы поем!», «Андрей-воробей!» - Перейдем к пению. Предлагаю узнать песню по ритмическому рисунку. (Прохлопывает ритмический рисунок песни «Азбука». Муз. А Островского, сл. З. Петровой - Обратите внимание на мелодический и ритмический рисунок песни. Прохлопаем ритмический рисунок песни. - Выберем солистов с наиболее чистым исполнением мелодии и исполним песню с солистами. - Эту песню можно обыграть с движениями. Придумайте движения к песне. (исполнение песни с движениями) |
Закрепляют правило при пении.
Выполняют гимнастику для язычка, дыхательную гимнастику и вокальные упражнения.
Узнают песню по ритмическому рисунку. Участвуют в хоровом и сольном исполнении песни. Придумывают движения к песне. |
Усвоение новых знаний (Импровизация, игровая деятельность) |
- Вы зашли на занятие под музыку «Звуки природы». - Я предлагаю поимпровизировать в песне «Азбука», используя шумовые музыкальные инструменты. Как вы думаете, какие подойдут? (треугольник, колокольчик, металлофон) |
Импровизируют на музыкальных инструментах.
|
Рефлексия деятельности (итог занятия) |
- Вот так, ребята и рождается музыка. Из звуков. А где живут звуки? Правильно вокруг нас. Вот мы и ответили на главный вопрос нашего занятия. - Настало время подвести итог.Что же мы нового узнали? - А какие бывают звуки? (шумовые и музыкальные) - А как извлекаются звуки? (с помощью голоса, музыкального инструмента, слышим звуки в природе) - Наше занятие подошло к концу. - А теперь попрощаемся и споем: «До свидания!..» |
Отвечают на вопросы. Закрепляют полученные знания. |