До поступления в школу ведущей деятельностью детей является игра. Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, его ведущей деятельностью становится учеба. Но игра не исчезнет из жизни новоиспеченных учеников, она еще долгое время будет идти рука об руку с учебной деятельностью.
Одной из самых трудных дисциплин для ребят будет математика, которую принято называть царицей наук. Поэтому первые уроки по данной дисциплине обычно проводятся в игровой форме. Уроки в адаптационный период длятся тридцать пять минут, и эти минуты должны быть увлекательным путешествием в мир новых наук.
Знакомство с предметом проводится в виде заочного путешествия в сказочную страну Математики.
Цель первого урока математики состоит в том, чтобы создать благоприятные психолого – педагогические условия для формирования положительного отношения к изучению данного предмета у первоклассников.
Так как урок проводится в формате заочного путешествия, то математическая страна состоит из нескольких населенных пунктов. Их названия в этой сказочной стране говорят сами за себя: Геометрик, Задачкин, Угадайкино, Рассуждалкино, город Ребусов.
Урок проходит в дружеской атмосфере, незаметно пролетают положенные тридцать пять минут. Первое знакомство с царицей наук математикой запомнится детям надолго. Предлагаю вашему вниманию примерный сценарий первого урока математики у первоклассников.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Ваш первый урок математики пройдет необычно: мы отправимся в заочное путешествие в царство математики. Здесь вы научитесь считать, задачи сложные решать, знания добывать. Награды и успех ожидают всех!
- Куда мы оправимся прежде, решит жребий. Учитель предлагает одному из детей выбрать название населенного пункта в волшебном стране. Все названия написаны на отдельных листах и перевернуты чистой стороной кверху.
- Когда выбор сделан, учитель предлагает детям выполнить задания. После того, как ученики справились с заданиями, снова происходит выбор населенного пункта, где продолжится заочное путешествие.
Учитель: Послушайте загадки про геометрические фигуры:
После того, как дети отгадают загадку, ведущий прикрепляет угаданную геометрическую фигуру на доску.
- В этом городе живет добрый математический поросенок. Из каких геометрических фигур построена его мордочка?
1. 7 кругов.
3 треугольника.
3. 1 прямоугольник.
- Я читаю веселое стихотворение, а вы найдите к нему верное решение. (На доске под названием города выставлены карточки с математическими выражениями. Дети должны найти карточку с правильным решением)
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (2+1)
Шесть веселых медвежа
За малиной в лес спешат,
Но один из них устал,
Потерялся и отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди? (6-1)
Курочка-мама и три цыпленка.
Сколько их будет, скорей сосчитай-ка. (1+3)
2+1 |
6+1 |
3+1 |
2-1 |
6-1 |
3-1 |
- Как вы думаете, почему город так называется?
- Кто из вас знает, что такое ребусы? (Справочный материал: ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации знаков, цифр, букв)
Детям предлагается отгадать ребусы, в которых присутствуют числа.
- Я предлагаю вам задачки – рассуждалки, на них скорее отвечайте.
Учитель: Название населенного пункта очень "говорящее". Как вы думаете, какие задания будем выполнять?
Учитель загадывает загадки про цифры.
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
На руке малышка Лена
Любит считать пальчики!
У нее, на удивленье,
Каждый раз выходит … (5)
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою … (4)
Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру… (8)
Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра … (2)
Эта цифра просто чудо.
У нее родня повсюду.
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец. (3)
Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (9)
На косу она похожа,
Но косить траву не может -
Не наточена совсем
И не косит цифра … (7)
Высока, как палочка,
И с хвостиком большим,
Всегда повсюду первая -
Циферка … (1)
После того, как цифра угадана, ее прикрепляют на доску. К каждой цифре прикреплена буква или знак. После того, как все цифры угаданы, ребятам необходимо их расставить по порядку, а затем прочитать полученную надпись: "До встречи!".
- Наш урок подошел к концу. Мы побывали в различных уголках замечательной математической страны.
- Скажите, где вам понравилось больше всего? Почему? (ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему именно этой фразой заканчивается наше занятие? (Т.к. мы еще будем путешествовать по этой стране. И обязательно вернемся, чтобы обследовать все ее уголки)