Цель урока:
Оборудование: учебник, презентация, проектор, экран, раздаточный материал.
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь она нам очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно, и тогда у нас все получится!
- Cегодня у нас урок математики. Но урок у нас будет не простой, а волшебный. Мы отправимся в путешествие по сказкам на ковре-самолете в сказочное Математическое королевство. Для этого мы должны сказать Волшебное заклинание: "Через тропы, острова, через реки и моря, испытания пройдем, в царство школы попадем!" (слайд 1)
Дети повторяют заклинание.
- Перед вами сказочное Математическое Королевство. Правит этим королевством, мудрый король. Он издал указ: " Повелеваю ребятам выполнить все мои задания!". Но прежде чем выполнить все задания короля, нужно проверить, готовы ли вы к уроку. (слайд 2)
Проверка готовности
- Посмотрите на свои парты, все ли принадлежности у вас есть?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Наше путешествие начинается. Мы летим над синим морем.
- Посмотрите, кто здесь нас встречает? (старик и старуха) (слайд 3)
- Правильно! Старик и старуха хотят помочь вам справиться со всеми сегодняшними заданиями, для этого нужно подготовить нашу руку к письму.
- Чтобы разработать нашу руку для письма – пропишем несколько цифр.
Один человек у доски, остальные в тетради: 1, 2, 3 и так до конца строки.
- Теперь наш ковер-самолет пролетает над лесом, смотрите, кто идет по тропинке?
Кто доброй сказкой входит в дом,
Кто с детства каждому знаком,
Кто не ученый, не поэт,
А покорил весь белый свет,
Кого повсюду узнают?
Скажите, как его зовут? (слайд 4)
- Конечно же, это Буратино. Он просит нас помочь ему достать ключик, для этого давайте с вами устно посчитаем.
- А теперь сравните свои ответы с ответами на доске. (слайд 5)
- У кого все правильно? Нарисуйте радостный смайлик на полях. А у кого есть ошибки - рисуют грустный смайлик.
Ответы: 20, 9, 17, 13, 20, 14, 14, 19, 12, 5, 1, 15, 10, 13, 10.
- Молодцы, ребята! Вы помогли Буратино.
- Наш ковер-самолет летит дальше. Отгадайте загадку и узнаете имя следующего сказочного героя.
Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться. (слайд 6)
- Медведь просит вас помочь ему вспомнить компоненты вычитания
- Обратим внимание на слайд. (слайд 7)
- Устно заполним таблицу. (слайд 8)
- Снова обратите внимание на слайд. Как легче посчитать данное выражение? (13-5) (слайд 9)
- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Темой нашего урока будет табличное вычитание. Мы будем учиться считать такие сложные примеры, с которыми вы еще не сталкивались.
- Прочитаем правило. (слайд 10)
- Аналогично работаем со следующими выражениями:
18-9= 9
14-7= 7
11-4=7 (слайды 11, 12, 13)
- Далее работаем устно, без помощи картинок:
15-8= 7
17-9=8
15-6=9
16-7=9
- Ребята, а кто наш следующий сказочный герой? (Незнайка)
- О чем он нас просит? (слайд 14)
- Открываем учебник на странице 80. Рассмотрим способы табличного вычитания.
Совместно с детьми читаем материал учебника (слайд 15, 16)
- Я вижу, вы устали. Давайте встанем и немного разомнемся.
Физкультминутка
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз
Открытие новых знаний
- Послушайте ребята, кто же это поет песню?
Играет песня "Чебурашки"
Я был когда-то странной,
Игрушкой безымянной,
К которой в магазине,
Никто не подходил … (слайд 17)
- Правильно. Чебурашка тоже просит помощи. Нам надо выполнить задачи под номером 3 и 4 на стр. 80. (слайд 18)
- Как нужно поставить вопрос в третьей задаче, чтобы она решалась вычитанием?
- На сколько моторных лодок было больше, чем катеров?
6-2=4 (л)
Ответ: на 4 лодки больше.
Задача 4
5-2=3 (п) – сделал Дима.
5+3=8 (п)
Ответ: 8 поделок сделали мальчики.
- Выполним задание 6 устно. (слайд 19)
- Внимание на экран. Решим задачу, используя второй способ табличного вычитания. (Задачу решают в тетрадях самостоятельно) (слайд 20, 21)
- Король решил лично убедиться, что вы всему научились и подготовил для вас вопросы. (слайд 22)
- Чему научил вас урок? (ответы учащихся)
- Какие новые вычислительные приемы мы разбирали сегодня?
- Кому понравился способ вычитания по частям?
- Кому проще пользоваться таблицей сложения?
- Какое задание вам особенно понравилось? Чем?
- Ребята, вы большие молодцы! Вы смогли выполнить все задания короля и помочь сказочным героям!
- Ребята, на ваших столах лежат картинки солнышка и тучки.
- Те, кому понравился сегодняшний урок и все было понятно, пусть поднимут картинку солнышка, а те, кто совсем ничего не понял и не запомнил, поднимите картинку тучки. (слайд 23)
- Спасибо за урок! До свидания!