УМК: "Школа России".
Цель урока:
Планируемые результаты:
Оборудование: ПК, проектор, презентация, счетный материал, шаблон зайчика.
Проверка рабочих мест.
Психологический настрой.
Игра "Как живете?"
- Для того, чтобы проверить, как вы готовы работать на уроке, ответьте на мои вопросы, показывая жесты:
Дети, как живете? ("Вот так!")
Как идете?
Как бежите?
А как спали?
Как берете?
А даете?
Как шалите?
А грозите?
Как смеетесь?
А математику как знаете?
- Замечательно! Кто настроен на хорошую работу на уроке, хлопните в ладоши. Молодцы!
- Скажите, для чего надо учиться математике? (ответы детей)
- Ну, теперь вперед – за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
- Мы сегодня с вами тоже отправляемся в гости.
- К кому? (удивленно)
- Посмотрите внимательно на экран. Догадались? (Слайд "Зимушка-зима")
- Сама зимушка очень красивая, поэтому вокруг все блестит и сверкает.
- Хотите узнать, кто нас встретит у зимы? Об этом мы узнаем, когда выполним первое задание.
Показать ответы на веере к задачам в шуточной форме (задачи на экране):
1. У утенка день рожденья,
Игры, танцы, угощенья.
В гости все друзья пришли
И подарки принесли.
Мячик подарил баран.
Ослик – звонкий барабан.
А подарок от зайчишки
Не морковка, а две книжки.
Все подарки хороши,
Рад утенок от души.
Стал подарки он считать
И решил: их ровно пять.
Посчитай и дай ответ,
Он ошибся или нет? (ответы детей)
2. Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой".
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел.
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей!
3. Много зверей в зоопарке живет:
Белый медведь, жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе, лиса и енот,
Слон, леопард, снежный барс и койот.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать!
- Ребята, а теперь посмотрите на экран.
- Скажите, чем похожи примеры? (прибавляем или вычитаем 1)
- Давайте вспомним, что значит "вычесть 1"? (назвать предыдущее число)
- Что значит "прибавить 1"? (назвать следующее число)
- Назовите, пожалуйста: соседей числа 5; назовите число, которое больше 7 на 1. (8)
- Число, которое меньше 6 на 2; (4)
- Число, которое на 2 больше 1. (3)
- А сейчас число, которое больше 3 на 2. (5)
- Молодцы, каждой цифре, лежащей у вас на парте, соответствует буква. Ключ к разгадке на экране.
1-Р 4-Й 7-Ш
2-З 5-Ч 8-К
3-А 6-И 9-А
- Прочитайте получившееся слово, и вы узнает, кто к нам идет.
- К нам идет … (зайчишка)
- Вспомним кто такой заяц? Какие еще животные обитают в нашем районе? (Перечисляют: бурые медведи, рыси, косули, бурундуки, белки, волки...)
- Зайчик предлагает для вас следующее задание: нужно заполнить пропуски.
- Что вы заметили? (добавляли число 4)
- Как называется действие, когда мы к одному числу добавляем другое? (сложение)
- А обратное ему действие, как называется? (вычитание)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Прибавить и вычесть 4)
- Давайте поставим цель, чему вы хотите научиться сегодня на уроке. (решать примеры и задачи…)
- Как можно прибавить и вычесть число 4?
- Попытаемся определить способы прибавления и вычитания числа 4.
- Устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка
- Отдохнули?
- Ребята, Зайчишка приготовил для вас еще задания.
- Какие вы сказки знаете? (ответы детей)
- Зайчишке домик построить.
- Решение у доски домики.
- Решение больше меньше.
- Скажите, мы с пользой строили домик? Докажите!
Работа в парах
- Работать будете в паре. Считаете пример устно, выкладываете карточку с ответом на стол. Давайте вспомним, как нужно работать в паре? (дети называют правила работы в паре)
- Чья пара будет готова, подайте сигнал подняв руку.
- Прочитайте, что у вас получилось. (5, 7, 3, 2, 9, 4, 8, 6)
- Как расположены числа? (в беспорядке)
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Какие это числа? (однозначные)
- Для чего вы выполняли это задание? (чтобы запомнить, что + 1, называем следующее при счете, а -1, предыдущее)
- Ребята, какие числа пропущены? Где они находятся? (называют 0, 1 и 10)
- Что можете сказать про число 10? (двузначное)
- А вот и следующее задание от зайчика: разложить в 2 коробки снежинки.
- Как это можно сделать? (4 = 2 + 2; 4 = 1 + 3; 4 = 3 + 1)
Физкультминутка для глаз
- Какой праздник приближается, его любят взрослые и дети? Что украшают к этому празднику? (елку)
- Зайчик тоже привез к нам на урок елку, но украшать мы ее будем не игрушками, а снежинками.
- Прилетели на елку снежинки. Сколько их? Прилетели еще 4. Как узнать, сколько всего стало снежинок?
- Положите на парту 3 кружка. Нужно добавить еще 4. Как это можно сделать? (записать в тетрадь: 3+2+2=7, 3+1+3=7, 3+3+1=7)
- Сколько всего кругов прибавили? (4)
- Сколько всего у нас стало снежинок?
- Ребята, а Зайчик о чем-то еще вас хочет спросить. Как вы думаете, о чем же? (Как можно вычесть число 4?)
- А какими способами можно вычитать число 4? Давайте ответим на этот вопрос.
- Положите на парту 7 квадратов. Как можно вычесть 4 квадрата? (7-2-2=3, 7-1-3=3, 7-3-1=3)
- Сделайте вывод: как можно прибавить 4? Как можно вычесть 4?
- Для чего мы учимся раскладывать числа?
- Ребята, где нам могут пригодиться знания прибавления и вычитания? (при решении задачи)
- Ребята, какие цели мы ставили в начале урока?
- Как прибавить число 4?
- Как вычесть число 4?
- У вас на парте лежит рисунок Зайчик – это подарок вам от Зимушки-зимы. Мы должны дорисовать Зайчику ротик.
- Кому на уроке было комфортно, кто получил удовлетворение от работы, нарисуйте улыбку снеговику.
- У кого есть вопросы, кто сомневается в своих знаниях, рисует на месте рта прямую полоску.
- Кто не понял материал, рисует рот, уголки опущены вниз.
- Все работали хорошо, Зайчик остался очень доволен. Он говорит вам спасибо! И он дарит вам замечательную картину и поздравляет всех с наступающим Новым годом!
Прозвени-ка, Дружок,
Голосистый звонок.