Цель урока: выполнить из пластилина модель изразца, украшенного изображением фантастических животных.
Задачи:
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, инструкционные карточки, пластилин, подкладной материал.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация |
- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть! - Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок Изобразительного искусства. - Чему мы учимся на уроках Изобразительного искусства? - А зачем нам это надо в жизни? - Верно. Садитесь. |
Приветствуют. - Рисовать, рассматривать и понимать картины великих художников, лепить... - Чтобы стать не только грамотными, образованными, но и культурными людьми. Занимают свои места. |
Актуализация и пробное учебное действие. Постановка темы и задач урока |
- Ребята, перед началом урока давайте с вами вспомним, как мы должны себя вести. - Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода. лекарь от болезней. - Как вы понимаете это высказывание? - В устном народном творчестве печь занимает ведущее место. - В каких сказках о ней говорится? - Сравните фотографии двух печей. Чем отличаются эти печи? - А чем украшали печи? - Ответ на этот вопрос вы сможете прочитать на слайде. - Что такое изразцы? - Слово "изразец" образовалось от слова "образить" - украсить. - На партах у вас лежат карточки. Самостоятельно ознакомьтесь с информацией, а мы вместе потом обсудим. Напоминаю, что читаем мы про себя или шепотом, не мешаем одноклассникам. «Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, традиции и вкусы народа, было создано в большинстве своем безымянными народными мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами. Изразцы делятся на виды. Терракотовый – он на покрытии не раскрашен ни глазурями, ни эмалями. Это первый вид, который изготавливали на Руси. Второй – муравленый (от слова трава – мурава), он покрывался глазурью зеленого цвета. Третий – многоцветный, он расписывался цветными эмалями. Четвертый – это голландский кафель. Это самый молодой вид изразцов. Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из окружающей их жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий и смежных отраслей прикладного искусства: резьбы по дереву, белому камню, народных мотивов вышивки и кружев. Композиции из изразцов могли сочетать все мотивы и орнаменты, все виды изразцов. Старые печи можно было читать, как книги. На изразцах были и пословицы и поговорки, и выписки из Библии». - Ребята, кем было создано русское изразцовое искусство? -Из чего мастера делали изразцы? - Какие виды изразцов бывают? -Что изображали мастера на изразцовых плитках? Откуда мастера черпали сюжеты для своих изделий? - Рассмотрите таблицу. Прочитайте композиционные схемы размещения узоров на квадрате. Найди на них ту, которая относится к одному из изразцов. |
Повторяют правила поведения на уроке. Отвечают на вопросы учителя.
- Кормилица - это значит, что печь кормила людей, в печи раньше варили еду, защитница от холода – значит, печь обогревала дом, люди для лечения болезней залазили на печь и там прогревались.
- В сказках "Гуси-лебеди", "По щучьему велению" и многих других мы встречали печь.
- Одна украшенная, а другая нет. (затрудняются ответить) Читают со слайда. Изразцы - это керамические (глиняные) плитки для облицовки печей, каминов, стен.
Слушают учителя. Следуют инструкции учителя. |
Выявление места и причины затруднения |
Анализ изделия - Как расположены узоры на изразце? - Что такое симметрия? - Откуда вам это известно? - Как соединяются детали на большинстве плиток? - Как называются эти узоры? - Как можно изготовить плитку другого вида? - Что вы уже умеете делать? - Какую трудность будете испытывать? - Что же предстоит узнать сегодня? - Как бы вы назвали сегодняшнюю тему урока? - Верно, тема нашего урока «Изображение чудищ на изразцах». - - Опираясь на тему, скажите цель нашего урока. |
- Мы это знаем из уроков математики. - Пластилин прилепляется на картон. - Пластилин намазан на картон. - Это аппликация из пластилина. - Это орнамент в замкнутом пространстве. - Можно намазать материал на основу и убрать часть материала по рисунку. - На уроках изо мы рисовали орнамент, на уроках технологии изготавливали аппликации из пластилина. - Не умеем делать рельефное изображение. - Сегодня на уроке мы изготовим изразцы из пластилина с изображением чудищ. |
Планирование предстоящей практической работы, (выстраивание последовательности изготовления изделия)
|
- Представьте, как будет выглядеть ваш изразец. - Где можно найти рисунок для изразца? - Из какого материала будете делать? - Сейчас я раздам карточки с инструкцией изготовления изразца. - Для чего нам она нужна? - Прочитайте. Как вы считаете, нет ли там пропущенных действий? - Повторим наш план действий - Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо: 1. Пластилин размять. 2. Для того, чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал. 3. Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора. 4. Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону. - Ребята, давайте вспомним критерии оценки. План на доске, кто озвучит? Спасибо. |
- Рисунок можно придумать самим, найти в интернете или в книгах. - Из пластилина. Также можно сделать из соленого теста. Инструкция показывает последовательность действий. Еще надо нанести ровным слоем материал, нанести узор и вырезать его. План работы: - выбрать рисунок для изразца или придумать свой; - выбрать пластилин, подготовить материалы и инструменты; - изготовить прямоугольную основу; - нанести ровным слоем материал; - нанести рисунок; Чтобы работа получилась выразительная нам нужно не торопиться и работать аккуратно. |
Практическая изобразительная деятельность |
- А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд. Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги. |
Приступают к выполнению работы. |
Анализ работ обучающихся |
- Я вижу, что уже почти все закончили выполнять работу, проанализируйте работу друг друга в парах по критериям, которые вам даны на слайде, и поставьте оценку. - Кто хочет выйти к доске и проанализировать свою работу сам? - Ребята, вы большие молодцы, у вас у всех получились очень хорошие работы. У вас у всех яркие, выразительные, образные работы. - Те, кто показывал работу у доски, я поставлю вам оценки в журнал. - Кто не успел доделать работу, домашним заданием будет закончить ее и принести на следующий урок. На столах первой парты разложить и анализировать. |
Анализируют работы друг друга, собственные работы у доски. |
Рефлексия учебной деятельности |
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вспомните, какая была цель нашего урока. - Чему мы с вами научились? - Что мы узнали? Какие трудности у вас возникли на уроке? - Ребята вы все молодцы, все хорошо потрудились. Посмотрите, какие красивые изразцы у нас получились, а самое главное - уникальные, потому что в работе присутствовала только ваша фантазия. - Нужна ли дополнительная форма из картона? Что дополнительно иметь как они ее будут |
Отвечают на вопросы учителя. |