Конспект урока по изобразительному искусству 2 класс "Изображение чудищ на изразцах"

Цель урока: выполнить из пластилина модель изразца, украшенного изображением фантастических животных.

Задачи:

  • создать условия для формирования представлений о новом виде декоративно-прикладного искусства - изразце;
  • обучить техникам лепки (конструктивный, комбинированный, скульптурный); со способами работы с пластилином (придавливание, примазывание, разглаживание, налепы);
  • развивать моторику рук, умение выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.

Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, инструкционные карточки, пластилин, подкладной материал.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть!

- Меня зовут Анастасия Александровна, сегодня я проведу у вас урок Изобразительного искусства.

- Чему мы учимся на уроках Изобразительного искусства?

- А зачем нам это надо в жизни?

- Верно. Садитесь.

Приветствуют. 

- Рисовать, рассматривать и понимать картины великих художников, лепить...

- Чтобы стать не только грамотными, образованными, но и культурными людьми. Занимают свои места.

Актуализация и пробное учебное действие.

Постановка темы и задач урока

- Ребята, перед началом урока давайте с вами вспомним, как мы должны себя вести. 

- Печь в крестьянском доме - это кормилица, защитница от холода. лекарь от болезней.

- Как вы понимаете это высказывание?

- В устном народном творчестве печь занимает ведущее место.

- В каких сказках о ней говорится?

- Сравните фотографии двух печей. Чем отличаются эти печи?

- А чем украшали печи?

- Ответ на этот вопрос вы сможете прочитать на слайде.

- Что такое изразцы?

- Слово "изразец" образовалось от слова "образить" - украсить.

- На партах у вас лежат карточки. Самостоятельно ознакомьтесь с информацией, а мы вместе потом обсудим. Напоминаю, что читаем мы про себя или шепотом, не мешаем одноклассникам. 

«Русское изразцовое искусство, в котором широко отразились быт, традиции и вкусы народа, было создано в большинстве своем безымянными народными мастерами резьбы по дереву, гончарами и живописцами.

Изразцы делятся на виды.

Терракотовый – он на покрытии не раскрашен ни глазурями, ни эмалями. Это первый вид, который изготавливали на Руси.

Второй – муравленый (от слова трава – мурава), он покрывался глазурью зеленого цвета.

Третий – многоцветный, он расписывался цветными эмалями.

Четвертый – это голландский кафель. Это самый молодой вид изразцов.

Сюжеты для своих изделий мастера черпали чаще всего из окружающей их жизни, флоры и фауны, из легенд, преданий и смежных отраслей прикладного искусства: резьбы по дереву, белому камню, народных мотивов вышивки и кружев. 

Композиции из изразцов могли сочетать все мотивы и орнаменты, все виды изразцов. Старые печи можно было читать, как книги. На изразцах были и пословицы и поговорки, и выписки из Библии». 

- Ребята, кем было создано русское изразцовое искусство?

-Из чего мастера делали изразцы?

- Какие виды изразцов бывают?

-Что изображали мастера на изразцовых плитках? Откуда мастера черпали сюжеты для своих изделий? 

- Рассмотрите таблицу. Прочитайте композиционные схемы размещения узоров на квадрате. Найди на них ту, которая относится к одному из изразцов.

Повторяют правила поведения на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

 

- Кормилица - это значит, что печь кормила  людей, в печи раньше варили еду, защитница от холода – значит, печь обогревала дом, люди для лечения болезней залазили на печь и там прогревались.

 

- В сказках "Гуси-лебеди", "По щучьему велению" и многих других мы встречали печь.

 

- Одна украшенная, а другая нет. (затрудняются ответить)

Читают со слайда.

Изразцы - это керамические (глиняные) плитки для облицовки печей, каминов, стен.

 

Слушают учителя.

Следуют инструкции учителя.

Выявление места и причины затруднения

Анализ изделия

- Как расположены узоры на изразце?

- Что такое симметрия?

- Откуда вам это известно?

- Как соединяются детали на большинстве плиток?

- Как называются эти узоры?

- Как можно изготовить плитку другого вида?

- Что вы уже умеете делать? 

- Какую трудность будете испытывать? 

- Что же предстоит узнать сегодня?

- Как бы вы назвали сегодняшнюю тему урока? 

- Верно, тема нашего урока «Изображение чудищ на изразцах». - - Опираясь на тему, скажите цель нашего урока.

- Мы это знаем из уроков математики.

- Пластилин прилепляется на картон.

- Пластилин намазан на картон.

- Это аппликация из пластилина. 

- Это орнамент в замкнутом пространстве.

- Можно намазать материал на основу и убрать часть материала по рисунку.

- На уроках изо мы рисовали орнамент, на уроках технологии изготавливали аппликации из пластилина. 

- Не умеем делать рельефное изображение. 

- Сегодня на уроке мы изготовим изразцы из пластилина с изображением чудищ.

Планирование предстоящей практической работы, (выстраивание последовательности изготовления изделия)

 

- Представьте, как будет выглядеть ваш изразец.

- Где можно найти рисунок для изразца?

- Из какого материала будете делать?

- Сейчас я раздам карточки с инструкцией изготовления изразца.

- Для чего нам она нужна? 

- Прочитайте. Как вы считаете, нет ли там пропущенных действий?

- Повторим наш план действий

- Для того чтобы выполнить изразец из пластилина нам необходимо:

1. Пластилин размять.

2. Для того, чтобы слепить цветочек, травинку, листок, необходимо скатать шарик и расплющить его, скатать жгутик, овал.

3. Вырезать с помощью стек необходимые элементы узора.

4. Разложить на картонную основу все элементы, создавая узор и придавить каждый элемент к картону.

- Ребята, давайте вспомним критерии оценки. План на доске, кто озвучит? Спасибо.

- Рисунок можно придумать самим, найти  в интернете или в книгах.

- Из пластилина. Также можно сделать из соленого теста.

Инструкция показывает последовательность действий.

Еще надо нанести ровным слоем материал, нанести узор и вырезать его.

План работы:

- выбрать рисунок для изразца или придумать свой;

- выбрать пластилин, подготовить материалы и инструменты;

- изготовить прямоугольную основу;

- нанести ровным слоем материал;

- нанести рисунок;

Чтобы работа получилась выразительная нам нужно не торопиться и работать аккуратно.

Практическая изобразительная деятельность

- А теперь давайте представим себя народными умельцами, и наш музей станет мастерской для изготовления изразцов. У нас есть печь, которая ждёт свой наряд.

Каждому ребёнку выдаётся квадрат 10х10, вырезанный из картона, на доске печь, сделанная из бумаги. 

Приступают к выполнению работы.

Анализ работ обучающихся

- Я вижу, что уже почти все закончили выполнять работу, проанализируйте работу друг друга в парах по критериям, которые вам даны на слайде, и поставьте оценку.

- Кто хочет выйти к доске и проанализировать свою работу сам?

- Ребята, вы большие молодцы, у вас у всех получились очень хорошие работы. У вас у всех яркие, выразительные, образные работы.

- Те, кто показывал работу у доски, я поставлю вам оценки в журнал.

- Кто не успел доделать работу, домашним заданием будет закончить ее и принести на следующий урок. 

На столах первой парты разложить и анализировать.

Анализируют работы друг друга, собственные работы у доски.

Рефлексия учебной деятельности

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Вспомните, какая была цель нашего урока.

- Чему мы с вами научились?

- Что мы узнали?

Какие трудности у вас возникли на уроке?

- Ребята вы все молодцы, все хорошо потрудились. Посмотрите, какие красивые изразцы у нас получились, а самое главное - уникальные, потому что в работе присутствовала только ваша фантазия.

- Нужна ли дополнительная форма из картона? Что дополнительно иметь как они ее будут

Отвечают на вопросы учителя.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, ИЗО, 2 класс