Цель занятия: научить рисовать цветущий луг.
Задачи:
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ксения Юрьевна, сегодня я проведу для вас урок изобразительного искусства.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.
- Проверим готовность к уроку. На столах у вас должны быть альбомы, простой карандаш, краски, кисти и баночка с водой.
- Я прочту вам загадку, а вы отгадайте ее.
Частенько, при любой погоде
Люблю гулять я на природе.
Беру с собою свой сачок:
Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.
Красивых столько там цветов!
Туда пойти всегда готов.
Его не тронул деда плуг.
Там был, и есть, и будет … (луг)
- Верно. Ребята, скажите, а что такое луг? (Луг – участок земли, густо заросший цветущими травами)
- Правильно, а какие цветы украшают луга? (Ромашки, васильки, иван-чай и т.д)
- Цветущие луга называют красивым словом "разнотравье". Как вы думаете, почему? (на нем растет много красивых цветов, душистых трав)
- Правильно, все дело в том, что на лугу растет множество красивых цветов, трав. Благодаря этим прекрасным растениям луг переливается разнообразием ярких красок.
- Скажите, а каких насекомых можно встретить на лугу? (пчел, бабочек, шмелей, кузнечиков, стрекоз и т.д.)
- Вы правы! На лугу обитает множество маленьких жителей – насекомых.
- А чем они полезны для луга? (Они опыляют цветы)
- Вы правы. Скажите, а как вы представляете себе луг? Какой он? (Зеленый, на нем много красивых цветов и трав, есть насекомые)
- Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (Луг)
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Если вы затрудняетесь в формулировании темы, то просто ответьте на вопрос "Где?" (тема урока: "На лугу")
- Определи цель урока, начиная со слов "Научиться ..." (рисовать луг)
- Ребята, вы правы, сегодня мы попробуем себя в роли художника-пейзажиста.
- Всем понятны слова, которые я произнесла? (Нет)
- Многие художники рисовали пейзажи. Вы знаете, что такое пейзаж? (Описание природы)
- В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность.
Пейзаж – это описание, изображение природы
- А как вы думаете, кто такой, художник пейзажист? (художник, который пишет пейзажи)
- Верно. Ребята, предлагаю нам с вами познакомиться с одним из художников-пейзажистов.
- Перед вами на слайде Иван Иванович Шишкин. В своих пейзажах художник демонстрирует нам волшебный лес. Обратите внимание на одни из самых известных его картин.
- А вот еще один известный художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан.
- В его картинах вся красота русской природы. Заснеженные деревни, лесные тропки и спокойно текущая река, все это показывает нам художник в своих произведениях.
- А сейчас поднимайтесь со своих мест, немного разомнемся.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
- Ребята, и нам с вами предстоит серьезная задача: постараться изобразить луг как можно точнее и правдоподобнее.
- А для этого, нам с вами нужно будет вспомнить несколько важных правил.
- Как мы с вами сможем отделить луг от неба? Благодаря чему? (Линии горизонта)
- Верно. А какими мы будем изображать по размеру предметы, которые находятся ближе к нам? (Большими)
- А какого размера мы будем изображать предметы, которые находятся далеко от нас? (Маленького)
- Верно, молодцы. А сейчас посмотрите все на доску. Я объясню вам, как и в какой последовательности выполнять практическую работу. (Дети садятся удобно, готовы к восприятию нового материала)
- Вооружитесь толстой кистью. Мысленно начертите линию горизонта чуть выше середины листа. Голубым оттенком гуаши закрасьте часть выше линии горизонта – это будет небо. Зеленым оттенком гуаши закрасьте часть ниже линии горизонта – это будет луг. (Рисуют фон: небо и луг)
Кистью средней толщины и желтой гуашью в левом нижнем углу нарисуйте овал – это сердцевина будущей ромашки. (Рисуют сердцевину ромашки)
Белой гуашь нарисуйте ромашке лепестки. (Рисуют лепестки)
Таким же образом нарисуйте еще 4-5 ромашек. Некоторые из них расположите дальше от линии горизонта, некоторые ближе. Ромашки расположенные ближе к линии горизонта должны быть намного меньше, чем те, которые расположены дальше.
Темно-зеленой гуашью нарисуйте стебель ромашкам, добавьте к стеблю листок. Нарисуйте еще 6-8 стебельков для будущих цветов – васильков. (Рисуют стебель ромашек и васильков)
Тонкой кистью к стебелькам васильков синей гуашью дорисовать сами цветки. Изобразить цветок в виде круга и отходящих от него 4-5 лепестков.
Нарисуйте темно-зеленой гуашью еще 7-10 стебельков. Розовой гуашью добавьте к каждому стеблю розовые кружки, расположенные последовательно на разной высоте. (Рисуют цветы иван-чая)
Темно-зеленой гуашью нарисуйте больше травинок на лугу, к стебелькам дорисуйте листы. Белой гуашью нарисуйте 2-3 облака в небе.
Красной, фиолетовой или желтой гуашью нарисуйте маленькую бабочку. Верхние крылышки сделайте в виде двух небольших кружков, а нижние в виде кружков поменьше. Черной гуашью нарисуйте бабочке туловище и усики. (Рисуют бабочку)
- Вот и подошел к концу наш урок.
- Скажите, чем мы с вами сегодня делали? (Рисовали цветущий луг)
- Получилось ли у вас нарисовать луг? (ответы детей)
- Какие возникли затруднения?
- Я раздам вам белые сердечки. Раскрасьте их в соответствии с тем, как для вас прошел урок.
- Передайте, пожалуйста, сердечки мне и уберите свои рабочие места.
- Меня порадовала ваша работа сегодня, надеюсь, что у нас с вами вновь представится возможность поработать вместе.
- До свидания!