Цель: формирование языковой культуры личности, развитие теоретического мышления 4-классников на основе осмысления отличительных особенностей грамматических времен Present Perfect и Past Simple.
Программное содержание:
План изучения учебного материала:
Приветствие. Отметка отсутствующих.
- Желаю вам быть сегодня на уроке хорошими учениками. А кого можно назвать хорошим учеником? (ответы учащихся)
- Хороший ученик слушает и слышит, смотрит и видит, думает и рассуждает.
Вводная беседа
- Прочитайте знаменитую фразу Сэмюэль Джонсона "Language is the dress of thought" ("Язык – это одежда мыслей")
- Что хотел сказать этими словами автор? Согласны ли вы с ним, почему?
- Какие примеры из жизни подтверждают истинность этого высказывания?
- Какие примеры из жизни подтверждают, что незнание английского языка делает человека уязвимым и слабым в ситуациях общения с носителем языка?
- Как вы думаете, почему это высказывание стало эпиграфом нашего урока?
Вывод: Знание английского языка расширяют возможности человека, позволяют ему решать задачи и проблемы в жизни, оказывают влияние на развитие его личности.
- Разделите предложения на две группы, обоснуйте свое мнение.
Проверка (устно):
Вывод: Мы знаем, что во времени Past Simple важно время, когда происходит действие. А во времени Present Perfect важен результат на настоящий момент времени.
- Прочитайте и переведите на русский язык следующие предложения: John had a glass of milk two hours ago. Ann has just arrived from Moscow.
Проверка: Джон выпил стакан молока два часа назад. Аня только что приехала из Москвы.
Вывод: Оба времени переводятся на русский язык прошедшим временем.
- О чем будем говорить на уроке?
- Главный вопрос урока: Как отличить времена Present Perfect и Past Simple?
- Как сформулировать цель нашего урока? (Определить основные отличительные черты времен Present Perfect и Past Simple)
- Что нам надо знать, чтобы ответить на главный вопрос урока?
- Почему нам это необходимо знать и уметь?
Вывод: В русском языке всего одно прошедшее время, одно будущее и одно настоящее время. В то время, как в английском языке несколько настоящих, несколько прошедших и несколько будущих времен.
И так как, изучаемые нами сегодня времена на русский язык переводятся одинаково (прошедшим временем), то очень важно выявить их отличительные черты, чтобы грамотно использовать их в речи.
1. Разница в образовании грамматических времен Present Perfect и Past Simple
- Прочитайте две группы предложений, переведите их, подчеркните в каждом предложении сказуемое, определите грамматическое время предложений в каждой группе и напишите формулу их образования.
Проверка:
Группа 1: Jack worked as a teacher last year. Джэк работал учителем в прошлом году. We went to Turkey one month ago. Мы ездили в Турцию месяц назад. Время Past Simple. Образование: Ved/V2.
Группа 2: The pupils have written a dictation. Ученики написали диктант. She has bought a new computer. Она купила новый компьютер. Время Present Perfect. Образование have/has + V3.
Вывод: несмотря на то, что обе группы предложений переводятся на русский язык прошедшим временем, английские времена Present Perfect и Past Simple имеют разные способы образования, которые безусловно нужно знать и верно использовать в своей речи.
- Найдите ошибку в каждом предложении и исправьте ее:
They have already wash the dishes. Nick has visited his Granny yesterday. She just watered the flowers. Kate buy a present for her friend last week.
Проверка: They have already washed the dishes. Nick visited his Granny yesterday. She has just watered the flowers. Kate bought a present for her friend last week.
Вывод: важно видеть и распознавать грамматические ошибки в предложении, что позволит избегать их как в устной, так и письменной речи.
2. Сигнальные слова времен Present Perfect и Past Simple
- Прочитайте предложения и заполните схему.
- Какие сигнальные слова в предложении помогают нам в выборе времени Present Perfect, а какие в выборе времени Past Simple? Запишите способ образования каждого времени.
Проверка:
Вывод: Разные сигнальные слова указывают на разные грамматические времена. Знание сигнальных слов позволит избежать ошибок в употреблении изучаемых времен.
- Раскройте скобки, употребляя глаголы в Present Perfect или Past Simple. Найдите сигнальное слово, возьмите его в овал, сказуемое подчеркните:
1. She just (go) out. 2. I (not see) him since 1999. 3. The new school (begin) working last year. 4. I already (do) all my homework. 5. I (open) the book ten minutes ago. 6. We (read) the novel today. 7. It (be) very cold yesterday. 8. We (not meet) with each other for ages.
Проверка: 1. She has just gone out. 2. I haven’t seen him since 1999. 3. The new school began working last year. 4. I have already done all my homework. 5. I opened the book ten minutes ago. 6. We have read the novel today. 7. It was very cold yesterday. 8. We haven’t met with each other for ages.
- Почему вы легко справились с этим заданием?
Вывод: знание сигнальных слов и способов образования времен Present Perfect или Past Simple, позволяет верно использовать данные грамматические времена в речи.
- Составьте свои собственные предложения с использованием времен Present Perfect или Past Simple по два на каждое время.
- Какие события на уроке подтвердили истинность высказывания "Language is the dress of thought"?
- Каким был главный вопрос урока? Почему не могли уверенно на него ответить в начале урока? Что изменилось?
- Как вы сейчас ответите на главный вопрос урока?
- Продолжите предложение: Теперь я знаю…Теперь я могу…
- Приведите примеры, где, как и когда вы сможете воспользоваться этими знаниями и умениями.
- Встаньте те, кто считает. Что он был хорошим учеником сегодня на уроке. Обоснуйте свое мнение.