УМК: "Школа России" (Моро М.И)
Цель:
- Ребята, кто скажет, какой раздел литературного чтения мы изучаем? (ответы детей)
- Кто умеет об обычных вещах рассказать интересно и весело?
- Зачем они сочиняют веселые рассказы и стихи?
- Только ли, чтобы нам было весело? (В разделе "И в шутку и всерьез" поэты сочиняют веселые рассказы и стихи не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки)
- Девизом работы на уроке станут слова: "В каждой шутке есть доля правды". (О серьезных вещах писатели и поэты могут говорить шутя)
- Как вы понимаете эти слова?
- Вспомните, с какими произведениями из этого раздела на прошлом уроке мы познакомились.
- Узнайте, о каком произведении идет речь и прочитайте его выразительно.
Три хорошеньких зверюшки
В лесу построили избушки.
И от волка убегали.
Отгадайте. Как из звали?
- Почему Маша решила, что волку стало стыдно?
У него большая грива:
И пушиста, и красива!
Только к этой милой киске
Подходить не стоит близко!
- Хотел ли лев из стихотворения всех напугать? А какие эмоции он испытывал?
- Какой совет мы дадим льву? (Пусть лев подумает, как другие воспримут его слова)
- Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо. Позвольте я вам его зачитаю.
Здравствуйте, дети!
В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой!
- Возможно, это крик души не только этого класса.
- Что посоветуете? (Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Н. Артюхова.
- Нина Михайловна Артюхова прожила долгую жизнь - 89 лет. Она работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей.
- Все ее произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные ее произведения "Большая береза", "Трудный вечер", "Саша – дразнилка".
- Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? ("Саша-дразнилка")
Работа в парах
- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок "Саша-дразнилка"?
- Куда мы можем обратиться, если сомневаемся в определении значения слова?
Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:
Дразнить – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слез. "Дразнилка" - человек, который дразнит другого.
- Как чувствует себя человек, которого дразнят?
Словарь настроения
- Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:
Возмущен Тяжело
Стыдно Неловко
Печален Обижен
Сердит Неприятно
Чтение произведения учителем.
- О ком идет речь в тексте?
- Какой герой произведения вам понравился? Почему?
Вторичный синтез. Работа с текстом
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили?
Чтение 1 части. Чтение по цепочке
- Какая проблема возникла между братом и сестрой?
- Какой совет дал папа Ляле?
- Ребята, у меня есть заголовки, какой из них больше подойдет к 1 части.
Не дразнись
Саша заплакал
За столом
Брат и сестра
Папин совет
Трусиха и плакса
Словарная работа
- Прежде чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их значением.
Завт-ра-ка-ли - завтракали.
По-перх-нул-ся - поперхнулся. (лексич. зн.- закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
Нас-морк - насморк
Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
Поп-рав-ляй-ся - поправляйся
- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают.
- Читаем до слов: "Тут Саша не выдержал и заплакал".
- Понравилось чтение?
- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев?
- Каким образом Саша дразнил сестру?
- А как вела себя сестра?
- Какое название можем подобрать для этой части?
- Дочитаем рассказ. Можем ли мы выделить этот отрывок в самостоятельную часть?
- По какой причине?
- Почему же Саша заплакал?
- Подберите название к части. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 11. К какой части относится этот рисунок?
- Обрати внимание на выражение лиц героев и их жесты.
- Как выглядит мама? Сестра? Саша?
- С какой целью Н. Артюхова написала это произведение?
- Что она хотела нам сказать, чему научить?
- Оцените поступок Саши.
- Что мы можем посоветовать ребятам, которые написали нам письмо?
Групповая работа
- Прочитайте пословицы и выберите те, которые подходят к произведению. Объясните свой выбор.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
В каждой шутке есть доля правды.
Кто не любит шуток, над тем не шути.
Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
И рад бы заплакать, да смех одолел.
- Что нового узнали на уроке?
- Нужны ли нам в жизни эти знания? Где будем их применять?
- Кто помог нам разобраться в непростых отношениях брата и сестры?
- Можем ли мы поставить эту книгу на выставку?
- Оцените свою работу на уроке на лестнице достижений.
Домашнее задание
Перечитать рассказ, выполнить задание в тетради, написать ответ ребятам.