Дисграфия: Теория и практика

Работая в городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), я часто сталкиваюсь с такой распространенной проблемой у школьников, причем не только младшего, но и среднего звена, как дислексия и дисграфия.

На письме и чтении базируется весь процесс обучения, поэтому данные нарушения сильно мешают детям осваивать программу, делают их "неуспешными" и навлекают на них недовольство учителей и родителей.

Таких детей считают ленивыми, невнимательными, рассеянными. И вместо помощи эти ученики часто видят лишь порицание, что не способствует их уверенности в себе и лишает желания учиться.

Учитывая актуальность и остроту этой проблемы и видя, сколько детей с дислексией и дисграфией прошли передо мной за учебный год, я не могла не заинтересоваться этим вопросом. Я изучала теоретические исследования в этой области и осуществляла практическую работу с детьми-дисграфиками.

Результаты моей работы я хотела бы изложить в статье, которая, смею надеяться, может помочь родителям, столкнувшимся с этой проблемой, а также педагогам, работающим с детьми-дисграфиками.

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном интеллекте

Этиология дисграфии может быть различна. Нарушения могут быть связаны с недосформированностью отдельных участков головного мозга либо с несформированностью психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи.

Есть несколько классификаций видов дисграфии. Наиболее широкое распространение получила классификация на основе лингвистического подхода, разработанная в 70-80-е годы XX века Р.И. Лалаевой. В ее основе лежит учет несформированности языковых операций. Согласно этой классификации, выделяют следующие виды дисграфии.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, соответствующих смешениям, заменам, пропускам звуков в устной речи.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая) проявляется ошибками в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибками обозначения на письме мягкости согласных.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза предполагает нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове), нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов), нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное их написание в предложении).

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений и проявляется в искажении морфемной структуры слов: неправильное написание приставок, суффиксов, падежных окончаний, нарушение согласования, нарушение синтаксического оформления речи.

Для оптической дисграфии характерны ошибки в виде замен сходных по написанию букв, зеркального их написания, пропусков элементов букв. Она связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений.

Чистые виды дисграфии встречаются редко, в основном это смешанные виды.

Современные исследования специалистов свидетельствуют о том, что большинство детей с дисграфией отличаются от своих сверстников состоянием нервно-психического здоровья. Исследованиями в этой области подтверждается, что дисграфия во многих случаях не является моносимптоматическим состоянием.

Расстройства письма часто сопровождаются когнитивными, неврозоподобными психоорганическими нарушениями. Сегодня большинство дефектологов, психологов, нейропсихологов пришли к выводу, что в основе нарушений письма и чтения у школьников лежит недостаточная сформированность различных психических функций, а также психо-физиологических процессов.

Имеет значение как нарушение устной речи, так и зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, мышления, моторики, координации, латеральных представлений, межполушарного взаимодействия.

Рассматривают вопрос о вторичной дисграфии. Эту патологию связывают с плохой речеслуховой памятью, мешающей запомнить диктуемый текст и правильно его воспроизвести. Вторичные дисграфии возникаюту младших школьникови в тех случаях, когда они сталкиваются с непосильным видом учебной деятельности. Данные случаи не рассматриваются как дисграфии.

К дисграфическим проявлениям не относят также нарушения письма, обусловленные расстройством элементарных функций, педагогической запущенностью, нарушением внимания и контроля, дизорганизующих письмо как сложную речевую деятельность.

Несмотря на постоянный поиск эффективных технологий коррекции патологии письма, успеваемость младших школьников с тяжелыми нарушениями речи остается достаточно низкой. Это связано с разными причинами: ростом количества детей с речевыми нарушениями, усложнением структуры и выраженности их речевого дефекта, несвоевременностью обращения родителей к специалистам, недостаточным количеством квалифицированных специалистов.

Чтобы ребенок писал правильно, необходимо:

  • хорошее межполушарное взаимодействие, т.е. услышать звук и соотнести с соответствующей буквой;
  • акустическое восприятие и звуко-буквенный анализ, большое значение имеют сформированность фонематического слуха и хороший объем слухового восприятия;
  • хорошая артикуляция;
  • зрительное восприятие и пространственные представления (иначе ребенок будет зеркалить буквы на письме, путать буквы, близкие по написанию, не соблюдать строку, также будет страдать почерк);
  • сформированные механизмы переключения с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово (иначе ребенок будет застревать на одной букве, обводить ее по несколько раз, писать лишние элементы);
  • достаточный уровень саморегуляции;
  • зрительно-моторная координация, а также хороший уровень внимания, мышления и кратковременной памяти.

Как понять, что у ребенка наблюдается нарушение письма и он нуждается в квалифицированной помощи специалиста? Надо внимательно изучить ошибки, которые ребенок допускает в тетради:

  • пропуски букв;
  • повторение одной и той же буквы;
  • замена букв;
  • недописывание букв, слов, перестановка слогов;
  • ошибки в ударных слогах;
  • зеркальное написание букв;
  • отсутствие точки в конце предложения и потеря заглавной буквы в его начале;
  • трудности в делении слов на слоги, постановке ударения, выполнении звукового разбора слова;
  • "корявый почерк". (сползание букв со строки, разные по высоте и ширине буквы, различный наклон)

Пример письма при дисграфииПример письма при дисграфии

Если вы обнаружили эти признаки на письме своего ребенка, то необходима помощь логопеда.

Ключевым аспектом в работе с детьми, страдающими дисграфией, является раннее выявление проблемы. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно начать коррекционные мероприятия, что значительно увеличивает шансы на успешное овладение навыками письма.

Важно помнить, что подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, что поможет учесть его личные потребности и уровень подготовки.

Как диагностировать дисграфию

Чтобы диагностировать дисграфию, логопеду необходимо провести комплексное обследование. Для обследования устной и письменной речи можно воспользоваться любым диагностическим пособием по логопедии.

Словарь ребенка, его звукопроизношение, уровень сформированности фонематического восприятия можно проверить с помощью предметных картинок. Для проверки зрительного восприятия покажите ребенку рисунки с наложенными друг на друга или недорисованными предметами.

Чтобы проверить сформированность пространственных представлений, просим срисовать фигуру Тейлора, а детям до 7 лет – серию фигур Денманна. Чтобы проверить степень концентрации и внимания, даются такие корректурные пробы:

Корректурные пробыКорректурные пробы

Буквы набраны в произвольном порядке, первая часть текста – традиционный шрифт, вторая – курсив. Примерное задание: вычеркни все буквы Н, а с середины, где меняется шрифт, - все буквы Т. Если ребенок пропустил 2-4 буквы – это хороший результат, 5-7 – возможно, у него есть проблемы, 8-9 – нужно обязательно с этим поработать.

Также нам хорошо помогут как в диагностике, так и в дальнейшей работе таблицы Шульте. Необходимо будет еще определить латерацию ребенка и способность ориентироваться в собственном теле: сцепить руки в замок, скрестить их на груди, нарисовать пальцем круг на столе и т.д.

Перед тем, как перейти к вопросам коррекции, мне бы хотелось заострить ваше внимание на такой проблеме, как неготовность многих детей к усвоению знаний. Овладение письмом и чтением требует сбалансированной работы всего мозга.

Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и т.д. Совет побольше читать и писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины. Они заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот слишком активен.

Лень, невнимательность, немотивированность на учебу является результатом "поломки" механизмов мозга. Эти механизмы обеспечивают связь мозга с телом и управление движениями. Мозг таких "неуспешных" детей не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне.

Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейропсихологическую помощь, поэтому в логопедической практике я использую элементы нейропсихологической коррекции.

Примерные нейропсихологические упражнения при коррекции дисграфии

Дыхательные упражнения

  • лежа на спине, руки вдоль тела: вдох носом – выдох ртом, на вдохе живот надувается, на выдохе сдувается;
  • в том же положении: вдох – задержать дыхание – выдох – задержать дыхание, можно заменять хлопками.

Общая моторика

  • "Канатоходец": ребенок идет по прямой линии, приставляя пятку к носку, потом ставя ноги крест-накрест.
  • "Кузнецы и сенокосы": дети складывают руки так, будто в руках у них молот, и "куют железо", затем представляют, что у них в руках коса и "косят траву"; ходят с предметом на голове.
  • Игры с мячом: взрослый бросает ребенку мяч в руки, снизу, сверху, прямо, чуть влево, чуть вправо, чуть ниже, чуть выше; взрослый катает мяч ребенку, сидя на полу, затем ребенок убирает правую руку за спину и катает только левой, потом только правой; ребенок и взрослый катают друг другу одновременно маленькие мячи, которые не должны сталкиваться; ребенок и взрослый перекидывают друг другу теннисные мячи из рук в руки.

Мелкая моторика

  • Раскрыть левую ладонь и положить в нее правый кулак, поменять положение – в раскрытую правую ладонь положить левый кулак.
  • Согнуть указательные пальцы и сцепить их в замок, повторить со средними, с безымянными и с мизинцами.
  • Предплечья лежат на столе, одну ладонь переворачивать вверх, вторую одновременно с этим вниз, чередовать положения.
  • "Кулак – ребро - ладонь".

Упражнения для глаз

  • Ребенок лежит на спине и следит глазами за яркой точкой на конце ручки, она останавливается в крайних положениях на трех уровнях (на расстоянии вытянутой руки, согнутой в локте руки и у переносицы);
  • Ребенок в том же положении, взрослый поднимает предмет над переносицей ребенка на расстоянии его вытянутой руки, а затем опускает прямо к его носу, ребенок следит глазами за предметом;
  • Рот у ребенка открыт, язык высунут и двигается в противоположную от глаз сторону, а взрослый рисует ярким предметом в воздухе "крест" на трех уровнях. (на расстоянии вытянутой руки, согнутой в локте руки и у переносицы)

Графические задания

Поделить лист пополам и обеими руками одновременно рисовать разные геометрические фигуры (например, круг и квадрат). Нарисовав их, ребенок обводит фигуры, не отрывая руки и стараясь не отклоняться от контура, в разных направлениях.

Ребенок начинает по команде "начали" и заканчивает по команде "стоп". Необходимо поставить черточку в начале рисования фигуры, при прохождении этой черточки ребенок должен цокать языком, топать ногой или говорить "та".

Это в основном знакомые всем логопедам упражнения, которые они так или иначе используют в своей деятельности.

Переходя непосредственно к логопедической коррекции дисграфии, остановлюсь вначале на выборе канцелярских принадлежностей для детей-дисграфиков. Ручки и карандаши лучше выбирать "пупырчатые" и трехгранные для лучшего захвата и массажа подушечек пальцев. Полезно писать перьевыми ручками. Они формируют правильное положение руки при письме.

Для занятий потребуется тетрадь в клеточку. Ежедневно ребенку необходимо переписывать в тетрадь небольшой текст (для начала 1-2 строчки). Пишем по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком.

Все, что ребенок пишет, он должен проговаривать вслух, причем проговаривание должно быть побуквенное, а не послоговое (М-О-Л-О-К-О). Желательно выделять те буквы, в написании которых ребенок ошибается.

Чтение должно быть орфографическим: читать так, как написано: МО-ЛО-КО, ЗО-ЛО-ТО-ГО, ЧТО.

Не нужно предлагать детям упражнения, в которых требуется исправить допущенные ошибки. Неправильное написание может закрепиться в памяти. Нет смысла заставлять ребенка переписывать по многу раз задания. Если упражнение большое, разбиваем его на части.

Тренировка речевого слуха ведется путем повторения слов, скороговорок, подбора слов к заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Очень полезно использовать игровой и наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв. (ж – похожа на жука, о – баранку, с – полумесяц и т.д.)

Обязательна работа со словарными словами!

Упражнений, которые помогут в борьбе с дисграфией

1. Найти слова и записать их через запятую: КИТКУКЛАКУРИЦАКОЗА.

2. Вставить пропущенные буквы в слово, во фразу, в текст.

3. "Филворд"

Например, найди и подчеркни названия птиц, читая буквы по горизонтали и по вертикали.
табл
4. Тексты без заглавных букв и точек (найти границы предложений, поставить точку и заглавную букву).

5. "Морской бой"

Прочитать шифр и написать слова.

  А Б В Г
1 фар мо ток сун
2 тер дук ра тюг
3 ло у тук ка
4 куш сви об руч

А1Г3 – (фартук)
Д1Б2 - (сундук)
Г4Д4 - (обруч)

Г2А4Д3 – (ракушка)
Б3Д2 – (утюг)
Б4А2 – (свитер)

6. Различные игры со словами

  • вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложение. (Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал);
  • вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа: Смь рз тмрь – дн рз тржь. е а ое ои а ое
  • расшифруй глаголы (п - 2, т - 3):   с2е3ь, 3о23а3ь, ки2я3и3ь;
  • читаем только черные буквы: кноотта; читаем от самой большой к самой маленькой: ксанта; от самой маленькой к самой большой: окт.

7. "Корректурная правка"

Нужна книжка с крупным шрифтом, ребенок зачеркивает, подчеркивает, обводит заданные буквы в тексте, задание от простого к сложному.

8. Чтение "вверх ногами"

Текст переворачиваем и предлагаем ребенку прочитать.

9. Лабиринты.

10. Диктанты.

Диктуем медленно. Текст сначала прочитываем целиком. Объясняем вместе орфограммы. Затем диктуем первое предложение, объясняем запятые. Проговариваем слова со сложными орфограммами. Затем диктуем предложение по частям и записываем с побуквенным проговариванием вслух.

Рекомендации по проведению занятий

  1. Продолжительность занятия 30-35 минут.
  2. Тщательно подберите канцелярские принадлежности.
  3. Во время занятий избегайте отрицательных оценок при неудачах ребенка, хвалите чаще.
  4. Если занятие оказалось слишком трудным, отложите, потом можно вернуться.
  5. Разработайте систему поощрений, пусть ребенок и сам себя оценивает.
  6. Заниматься нужно до тех пор, пока специфические ошибки не исчезнут из письменных работ ребенка.
  7. Работа должна вестись от простого к сложному, скорость письма и чтения должна постепенно увеличиваться.

Системный подход в работе с детьми с дисграфией

Системный подход требует активного сотрудничества учителей, психологов и родителей, обеспечивая комплексную поддержку, что способствует успешной коррекции нарушений письма.

Стоит отметить значимость сотрудничества с психологами, которые могут помочь в выявлении эмоциональных блоков и страха перед письмом у детей с дисграфией. Психологическая поддержка может быть не менее важна, чем коррекционные меры, так как положительный настрой и уверенность в себе влияют на успехи в учебе.

Ключевую роль в успешности коррекционной работы играет наличие поддержки со стороны родителей. Обучение их методам работы с детьми дома поможет сохранить мотивацию и закрепить достигнутые результаты. Совместные занятия, игры и обсуждения пройденного материала могут стать отличным способом укрепить взаимодействие между домом и учебным процессом.

Повышенное внимание к проблеме нарушений письма и чтения дало свой результат: растет количество специалистов смежных дисциплин, занимающихся изучением дисграфии и дислексии. Неврологи, психологи, нейропсихологи, нейрофизиологи, генетики, лингвисты вносят свой вклад в решение этой проблемы. А значит у детей, столкнувшихся с подобными трудностями, больше шансов на эффективную и профессиональную помощь.

В заключение хочу сказать, что истоки дисграфии уходят в дошкольный период обучения ребенка и именно тогда и должна начинаться работа по профилактике дисграфии. Ведь профилактика проще и эффективнее коррекции. По мнению ученых и моему глубокому убеждению, без тесного сотрудничества учителя, логопеда и родителей успех в коррекции недостижим.

Мой опыт работы в данной области убедил меня в том, что "не боги горшки обжигают" и "дорогу осилит идущий". Если занятия проводятся систематично, продуманно и все участники процесса правильно мотивированы, то результаты обязательно будут!

Размер:
35.09 Kb
Скачали:
20

Метки к статье: обмен опытом, логопедия

Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса