Работая в городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), я часто сталкиваюсь с такой распространенной проблемой у школьников, причем не только младшего, но и среднего звена, как дислексия и дисграфия.
На письме и чтении базируется весь процесс обучения, поэтому данные нарушения сильно мешают детям осваивать программу, делают их "неуспешными" и навлекают на них недовольство учителей и родителей.
Таких детей считают ленивыми, невнимательными, рассеянными. И вместо помощи эти ученики часто видят лишь порицание, что не способствует их уверенности в себе и лишает желания учиться.
Учитывая актуальность и остроту этой проблемы и видя, сколько детей с дислексией и дисграфией прошли передо мной за учебный год, я не могла не заинтересоваться этим вопросом. Я изучала теоретические исследования в этой области и осуществляла практическую работу с детьми-дисграфиками.
Результаты моей работы я хотела бы изложить в статье, которая, смею надеяться, может помочь родителям, столкнувшимся с этой проблемой, а также педагогам, работающим с детьми-дисграфиками.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма, неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном интеллекте
Этиология дисграфии может быть различна. Нарушения могут быть связаны с недосформированностью отдельных участков головного мозга либо с несформированностью психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи.
Есть несколько классификаций видов дисграфии. Наиболее широкое распространение получила классификация на основе лингвистического подхода, разработанная в 70-80-е годы XX века Р.И. Лалаевой. В ее основе лежит учет несформированности языковых операций. Согласно этой классификации, выделяют следующие виды дисграфии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, соответствующих смешениям, заменам, пропускам звуков в устной речи.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая) проявляется ошибками в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам, замен гласных звуков, ошибками обозначения на письме мягкости согласных.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза предполагает нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове), нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов), нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное их написание в предложении).
Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений и проявляется в искажении морфемной структуры слов: неправильное написание приставок, суффиксов, падежных окончаний, нарушение согласования, нарушение синтаксического оформления речи.
Для оптической дисграфии характерны ошибки в виде замен сходных по написанию букв, зеркального их написания, пропусков элементов букв. Она связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений.
Чистые виды дисграфии встречаются редко, в основном это смешанные виды.
Современные исследования специалистов свидетельствуют о том, что большинство детей с дисграфией отличаются от своих сверстников состоянием нервно-психического здоровья. Исследованиями в этой области подтверждается, что дисграфия во многих случаях не является моносимптоматическим состоянием.
Расстройства письма часто сопровождаются когнитивными, неврозоподобными психоорганическими нарушениями. Сегодня большинство дефектологов, психологов, нейропсихологов пришли к выводу, что в основе нарушений письма и чтения у школьников лежит недостаточная сформированность различных психических функций, а также психо-физиологических процессов.
Имеет значение как нарушение устной речи, так и зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, мышления, моторики, координации, латеральных представлений, межполушарного взаимодействия.
Рассматривают вопрос о вторичной дисграфии. Эту патологию связывают с плохой речеслуховой памятью, мешающей запомнить диктуемый текст и правильно его воспроизвести. Вторичные дисграфии возникаюту младших школьникови в тех случаях, когда они сталкиваются с непосильным видом учебной деятельности. Данные случаи не рассматриваются как дисграфии.
К дисграфическим проявлениям не относят также нарушения письма, обусловленные расстройством элементарных функций, педагогической запущенностью, нарушением внимания и контроля, дизорганизующих письмо как сложную речевую деятельность.
Несмотря на постоянный поиск эффективных технологий коррекции патологии письма, успеваемость младших школьников с тяжелыми нарушениями речи остается достаточно низкой. Это связано с разными причинами: ростом количества детей с речевыми нарушениями, усложнением структуры и выраженности их речевого дефекта, несвоевременностью обращения родителей к специалистам, недостаточным количеством квалифицированных специалистов.
Чтобы ребенок писал правильно, необходимо:
Как понять, что у ребенка наблюдается нарушение письма и он нуждается в квалифицированной помощи специалиста? Надо внимательно изучить ошибки, которые ребенок допускает в тетради:
Если вы обнаружили эти признаки на письме своего ребенка, то необходима помощь логопеда.
Ключевым аспектом в работе с детьми, страдающими дисграфией, является раннее выявление проблемы. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем быстрее можно начать коррекционные мероприятия, что значительно увеличивает шансы на успешное овладение навыками письма.
Важно помнить, что подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, что поможет учесть его личные потребности и уровень подготовки.
Чтобы диагностировать дисграфию, логопеду необходимо провести комплексное обследование. Для обследования устной и письменной речи можно воспользоваться любым диагностическим пособием по логопедии.
Словарь ребенка, его звукопроизношение, уровень сформированности фонематического восприятия можно проверить с помощью предметных картинок. Для проверки зрительного восприятия покажите ребенку рисунки с наложенными друг на друга или недорисованными предметами.
Чтобы проверить сформированность пространственных представлений, просим срисовать фигуру Тейлора, а детям до 7 лет – серию фигур Денманна. Чтобы проверить степень концентрации и внимания, даются такие корректурные пробы:
Буквы набраны в произвольном порядке, первая часть текста – традиционный шрифт, вторая – курсив. Примерное задание: вычеркни все буквы Н, а с середины, где меняется шрифт, - все буквы Т. Если ребенок пропустил 2-4 буквы – это хороший результат, 5-7 – возможно, у него есть проблемы, 8-9 – нужно обязательно с этим поработать.
Также нам хорошо помогут как в диагностике, так и в дальнейшей работе таблицы Шульте. Необходимо будет еще определить латерацию ребенка и способность ориентироваться в собственном теле: сцепить руки в замок, скрестить их на груди, нарисовать пальцем круг на столе и т.д.
Перед тем, как перейти к вопросам коррекции, мне бы хотелось заострить ваше внимание на такой проблеме, как неготовность многих детей к усвоению знаний. Овладение письмом и чтением требует сбалансированной работы всего мозга.
Мозг многих детей не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и т.д. Совет побольше читать и писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины. Они заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот слишком активен.
Лень, невнимательность, немотивированность на учебу является результатом "поломки" механизмов мозга. Эти механизмы обеспечивают связь мозга с телом и управление движениями. Мозг таких "неуспешных" детей не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне.
Эту ситуацию можно изменить к лучшему, если ребенку вовремя оказать правильную нейропсихологическую помощь, поэтому в логопедической практике я использую элементы нейропсихологической коррекции.
Дыхательные упражнения
Общая моторика
Мелкая моторика
Упражнения для глаз
Графические задания
Поделить лист пополам и обеими руками одновременно рисовать разные геометрические фигуры (например, круг и квадрат). Нарисовав их, ребенок обводит фигуры, не отрывая руки и стараясь не отклоняться от контура, в разных направлениях.
Ребенок начинает по команде "начали" и заканчивает по команде "стоп". Необходимо поставить черточку в начале рисования фигуры, при прохождении этой черточки ребенок должен цокать языком, топать ногой или говорить "та".
Это в основном знакомые всем логопедам упражнения, которые они так или иначе используют в своей деятельности.
Переходя непосредственно к логопедической коррекции дисграфии, остановлюсь вначале на выборе канцелярских принадлежностей для детей-дисграфиков. Ручки и карандаши лучше выбирать "пупырчатые" и трехгранные для лучшего захвата и массажа подушечек пальцев. Полезно писать перьевыми ручками. Они формируют правильное положение руки при письме.
Для занятий потребуется тетрадь в клеточку. Ежедневно ребенку необходимо переписывать в тетрадь небольшой текст (для начала 1-2 строчки). Пишем по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком.
Все, что ребенок пишет, он должен проговаривать вслух, причем проговаривание должно быть побуквенное, а не послоговое (М-О-Л-О-К-О). Желательно выделять те буквы, в написании которых ребенок ошибается.
Чтение должно быть орфографическим: читать так, как написано: МО-ЛО-КО, ЗО-ЛО-ТО-ГО, ЧТО.
Не нужно предлагать детям упражнения, в которых требуется исправить допущенные ошибки. Неправильное написание может закрепиться в памяти. Нет смысла заставлять ребенка переписывать по многу раз задания. Если упражнение большое, разбиваем его на части.
Тренировка речевого слуха ведется путем повторения слов, скороговорок, подбора слов к заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Очень полезно использовать игровой и наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв. (ж – похожа на жука, о – баранку, с – полумесяц и т.д.)
Обязательна работа со словарными словами!
1. Найти слова и записать их через запятую: КИТКУКЛАКУРИЦАКОЗА.
2. Вставить пропущенные буквы в слово, во фразу, в текст.
3. "Филворд"
Например, найди и подчеркни названия птиц, читая буквы по горизонтали и по вертикали.
табл
4. Тексты без заглавных букв и точек (найти границы предложений, поставить точку и заглавную букву).
5. "Морской бой"
Прочитать шифр и написать слова.
А | Б | В | Г | |
1 | фар | мо | ток | сун |
2 | тер | дук | ра | тюг |
3 | ло | у | тук | ка |
4 | куш | сви | об | руч |
А1Г3 – (фартук)
Д1Б2 - (сундук)
Г4Д4 - (обруч)
Г2А4Д3 – (ракушка)
Б3Д2 – (утюг)
Б4А2 – (свитер)
6. Различные игры со словами
7. "Корректурная правка"
Нужна книжка с крупным шрифтом, ребенок зачеркивает, подчеркивает, обводит заданные буквы в тексте, задание от простого к сложному.
8. Чтение "вверх ногами"
Текст переворачиваем и предлагаем ребенку прочитать.
9. Лабиринты.
10. Диктанты.
Диктуем медленно. Текст сначала прочитываем целиком. Объясняем вместе орфограммы. Затем диктуем первое предложение, объясняем запятые. Проговариваем слова со сложными орфограммами. Затем диктуем предложение по частям и записываем с побуквенным проговариванием вслух.
Системный подход требует активного сотрудничества учителей, психологов и родителей, обеспечивая комплексную поддержку, что способствует успешной коррекции нарушений письма.
Стоит отметить значимость сотрудничества с психологами, которые могут помочь в выявлении эмоциональных блоков и страха перед письмом у детей с дисграфией. Психологическая поддержка может быть не менее важна, чем коррекционные меры, так как положительный настрой и уверенность в себе влияют на успехи в учебе.
Ключевую роль в успешности коррекционной работы играет наличие поддержки со стороны родителей. Обучение их методам работы с детьми дома поможет сохранить мотивацию и закрепить достигнутые результаты. Совместные занятия, игры и обсуждения пройденного материала могут стать отличным способом укрепить взаимодействие между домом и учебным процессом.
Повышенное внимание к проблеме нарушений письма и чтения дало свой результат: растет количество специалистов смежных дисциплин, занимающихся изучением дисграфии и дислексии. Неврологи, психологи, нейропсихологи, нейрофизиологи, генетики, лингвисты вносят свой вклад в решение этой проблемы. А значит у детей, столкнувшихся с подобными трудностями, больше шансов на эффективную и профессиональную помощь.
В заключение хочу сказать, что истоки дисграфии уходят в дошкольный период обучения ребенка и именно тогда и должна начинаться работа по профилактике дисграфии. Ведь профилактика проще и эффективнее коррекции. По мнению ученых и моему глубокому убеждению, без тесного сотрудничества учителя, логопеда и родителей успех в коррекции недостижим.
Мой опыт работы в данной области убедил меня в том, что "не боги горшки обжигают" и "дорогу осилит идущий". Если занятия проводятся систематично, продуманно и все участники процесса правильно мотивированы, то результаты обязательно будут!