Шаблоны-формулировки для заполнения речевых карт (представлений) учителя-логопеда

В работе представлены шаблоны (формулировки) для заполнения речевых карт учителя-логопеда по разделам:

  • Артикуляционный аппарат.
  • Сенсомоторная сторона речи.
  • Словарный запас и навыки словообразования.
  • Грамматический строй речи.
  • Навыки чтения и письма.

Артикуляционный аппарат (строение, подвижность)

  • Строение артикуляционного аппарата в норме. Может достаточное время удерживать артикуляторное положение как в статике, так и в динамике, тонус мышц не нарушен.
  • Речевая моторика недостаточно сформирована, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое, малый объем и неточность движений языка, слабая переключаемость.
  • Язык-большой / маленький (макроглоссия / микроглоссия), узкий. Короткая подъязычная связка. Гипотония языка (тонкий, распластанный в полости рта).
  • Аномалия строения челюсти (микрогнатия, прогнатия, прогения).
  • Зубной ряд - неправильная посадка зубов, мена зубов.
  • Небо-мягкое (короткое. расщелина. расщепление язычка. отсутствие язычка). твердое - высокое / узкое куполообразное. расщелина твердого неба.
  • Губы-расщепление верхней губы (ринолалия), послеоперационные рубцы. укороченная верхняя губа. Губы сжаты плотно. Активные движения ограничены.
  • Спастичность артикуляционных мышц (повышение тонуса в мускулатуре, параличи, парезы).
  • Характерно наличие гиперметрий, гиперсаливации, синкинезий, оральной апраксии.

Сенсомоторная сторона речи

(фонематическое восприятие, звукопроизношение, звукобуквенный анализ и синтез)

  • Звуковая сторона речи без дефектов.
  • Замены звуков (параротацизм), смешения звуков, искажения звуков (мономорфное/полиморфное нарушение звукопроизношение).
  • Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок.
  • Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова.
  • Незрелость фонематического восприятия. Несформированность фонематических процессов. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух.
  • Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых словах.
  • Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки.
  • Трудности дифференциации звуков (твердых-мягких, глухих-звонких).
  • Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов.
  • Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удается с трудом.
  • При воспроизведении многосложных со стечением согласных слов наблюдается нарушение слоговой структуры.
  • Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия "звук", "буква", "слог". Затруднены сложные формы языкового анализа.

Словарный запас и навыки словообразования

(количественная и качественная характеристика словаря, связная речь)

  • Объем словаря не соответствует возрастной норме.
  • Словарный запас ограниченный. Диалогическая речь сформирована недостаточно. Связно высказываться затрудняется, словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов.
  • Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам.
  • Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные.
  • Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
  • Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных мужского и женского родов, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода. Не может образовать множественное число существительного и глагола от слов в единственном числое и наоборот.
  • Ошибочное ударение в слове. Неправильное согласование существительных с прилагательным.
  • Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций.
  • Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает достаточно. Смысловые звенья и последовательность событий не нарушена.
  • Передает содержание упрощенно, не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Не сохраняет основной сюжетной линии.

Грамматический строй речи

  • Нарушение понимания логико-грамматических конструкций.
  • Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении.
  • При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов.
  • Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. Аграмматизмы.
  • Понимание и употребление сложных предлогов недостаточное. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов.
  • Затрудняется в составлении правильной конструкции предложения из слов представленных в начальной форме.

Навыки чтения и письма

  • Чтение беглое. Темп быстрый, соответствует возрастной норме.
  • Способ чтения послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития).
  • Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности. Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Не овладел слитным чтением. Смысл прочитанного не понимает.
  • Чтение угадывающее. Понимание прочитанного недостаточное.
  • Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Темп чтения медленный.
  • Письмо по диктовку несформированное. При списывании текста допускает ошибки.
  • Моторная неловкость / мелкая моторика недостаточно сформирована, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв. Трудностями запоминания графического образа букв.
  • Навыки каллиграфии/графомоторные навыки письма недостаточно сформированы.
  • Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений, трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании элементов букв и цифр.
  • На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа (акустическая дисграфия).
  • Допускает замены букв, пропуски отдельных слов, предлогов, орфографические/специфические ошибки.
Размер:
22.34 Kb
Скачали:
14

Метки к статье: обмен опытом, логопедия