В работе представлены шаблоны (формулировки) для заполнения речевых карт учителя-логопеда по разделам:
- Артикуляционный аппарат.
- Сенсомоторная сторона речи.
- Словарный запас и навыки словообразования.
- Грамматический строй речи.
- Навыки чтения и письма.
Артикуляционный аппарат (строение, подвижность)
- Строение артикуляционного аппарата в норме. Может достаточное время удерживать артикуляторное положение как в статике, так и в динамике, тонус мышц не нарушен.
- Речевая моторика недостаточно сформирована, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое, малый объем и неточность движений языка, слабая переключаемость.
- Язык-большой / маленький (макроглоссия / микроглоссия), узкий. Короткая подъязычная связка. Гипотония языка (тонкий, распластанный в полости рта).
- Аномалия строения челюсти (микрогнатия, прогнатия, прогения).
- Зубной ряд - неправильная посадка зубов, мена зубов.
- Небо-мягкое (короткое. расщелина. расщепление язычка. отсутствие язычка). твердое - высокое / узкое куполообразное. расщелина твердого неба.
- Губы-расщепление верхней губы (ринолалия), послеоперационные рубцы. укороченная верхняя губа. Губы сжаты плотно. Активные движения ограничены.
- Спастичность артикуляционных мышц (повышение тонуса в мускулатуре, параличи, парезы).
- Характерно наличие гиперметрий, гиперсаливации, синкинезий, оральной апраксии.
Сенсомоторная сторона речи
(фонематическое восприятие, звукопроизношение, звукобуквенный анализ и синтез)
- Звуковая сторона речи без дефектов.
- Замены звуков (параротацизм), смешения звуков, искажения звуков (мономорфное/полиморфное нарушение звукопроизношение).
- Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок.
- Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова.
- Незрелость фонематического восприятия. Несформированность фонематических процессов. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух.
- Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых словах.
- Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки.
- Трудности дифференциации звуков (твердых-мягких, глухих-звонких).
- Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов.
- Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удается с трудом.
- При воспроизведении многосложных со стечением согласных слов наблюдается нарушение слоговой структуры.
- Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия "звук", "буква", "слог". Затруднены сложные формы языкового анализа.
Словарный запас и навыки словообразования
(количественная и качественная характеристика словаря, связная речь)
- Объем словаря не соответствует возрастной норме.
- Словарный запас ограниченный. Диалогическая речь сформирована недостаточно. Связно высказываться затрудняется, словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов.
- Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики, испытывает трудности в подборе прилагательных и глаголов к слову. Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам.
- Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные.
- Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
- Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных мужского и женского родов, замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода. Не может образовать множественное число существительного и глагола от слов в единственном числое и наоборот.
- Ошибочное ударение в слове. Неправильное согласование существительных с прилагательным.
- Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций.
- Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает достаточно. Смысловые звенья и последовательность событий не нарушена.
- Передает содержание упрощенно, не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Не сохраняет основной сюжетной линии.
Грамматический строй речи
- Нарушение понимания логико-грамматических конструкций.
- Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении.
- При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов.
- Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. Аграмматизмы.
- Понимание и употребление сложных предлогов недостаточное. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов.
- Затрудняется в составлении правильной конструкции предложения из слов представленных в начальной форме.
Навыки чтения и письма
- Чтение беглое. Темп быстрый, соответствует возрастной норме.
- Способ чтения послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития).
- Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности. Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Не овладел слитным чтением. Смысл прочитанного не понимает.
- Чтение угадывающее. Понимание прочитанного недостаточное.
- Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Темп чтения медленный.
- Письмо по диктовку несформированное. При списывании текста допускает ошибки.
- Моторная неловкость / мелкая моторика недостаточно сформирована, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв. Трудностями запоминания графического образа букв.
- Навыки каллиграфии/графомоторные навыки письма недостаточно сформированы.
- Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений, трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании элементов букв и цифр.
- На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа (акустическая дисграфия).
- Допускает замены букв, пропуски отдельных слов, предлогов, орфографические/специфические ошибки.
Тимошенко Елена Викторовна, учитель-логопед МБОУ "СШ № 17" г. Норильск
shablony-logopeda.rar
Размер:
22.34 Kb