На сегодняшний день одной из актуальных проблем методики начального образования является проблема использования моделей при ознакомлении первоклассников алфавита.
Это связано с рядом противоречий, таких как недостаточная изученность данного аспекта в методической литературе, разработанные методики использования моделей при ознакомлении первоклассников алфавита не учитывают особенностей учебно-методических комплексов.
В жизни культурного человека огромное значение имеет навык чтения и письма - важнейшая составная часть и условие сложной и своеобразной формы письменной речи. По мнению психологов Б.Г. Ананьева, Е.В. Гурьянова, А.Р. Лурия, А.А. Люблинской и др., знание алфавита имеют ведущее значение в любой сознательной деятельности человека.
Совершенствование навыков чтения и письма сказывается на общем развитии младшего школьника, от степени овладения ими зависит успех продвижения ребенка в учебе и его психическое развитие на всех последующих ступенях развития
Алфавит является "базовым" навыком. Этот навык лежит в основе всего дальнейшего обучения. Ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку.
Практика показывает, что овладение детьми алфавита остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Хотя в последние десятилетия методика и практика школьного обучения детей грамоте была значительно усовершенствована, в настоящее время среди учащихся первых классов по-прежнему трудности овладения этим навыком остаются актуальной проблемой.
Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любому виду деятельности, может привести к трудностям общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями и родителями, возникновению конфликтов с ними.
Поэтому проблему трудностей формирования навыка чтения следует рассматривать не только как школьную, но и в целом как психолого-педагогическую и социальную проблему, необходимость решения которой заставляет вновь обращаться к поискам ее теоретического и практического решения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: Трудности ознакомления первоклассников с алфавитом и пути их преодоления.
С учетом вышеизложенного, в исследовании ставилась цель: на основе теоретико-экспериментального исследования проверить эффективность использования путей преодоления трудностей ознакомления первоклассников с алфавитом.
Объект исследования – процесс формирования ознакомления первоклассников с алфавитом.
Предмет исследования – эффективность путей преодоления трудностей ознакомления первоклассников с алфавитом.
Гипотеза исследования: использование моделей будет способствовать эффективному преодолению трудностей ознакомления первоклассников с алфавитом, если учитель начальных классов: диагностирует уровень обученности первоклассников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
Для решения поставленных задач нами использованы следующие методы исследования: библиографический (анализ литературы по проблеме исследования), социологический (наблюдение), эксперимент, статистический (количественный и качественный анализ результатов), описательный.
Экспериментальная база и выборка исследования: выборка исследования представлена учащимися 1 "А" и 1 "Б" классов, в количестве 40 респондентов.
Практическое исследование проводилось в 2020-2021 учебном году в 3 этапа:
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней проанализирован и систематизирован материал по проблеме использования путей преодоления трудностей ознакомления первоклассников с алфавитом, экспериментально выявлен уровень знаний алфавита учащихся, и по результатам диагностики разработан комплекс упражнений, целью которого является нахождение путей преодоления трудностей ознакомления первоклассников с алфавитом.
По результатам формирующего эксперимента дана оценка комплекса упражнений с точки зрения соответствия заявленной цели и возможности внедрения ее в учебный процесс начальной школы.
Изучение букв в период обучения грамоте
Рассмотрим в какой последовательности изучаются буквы в Азбуке В.Г. Горецкого и Букваре Д.Б. Эльконина. Азбука В.Г. Горецкого и др. входит в комплект учебников для начальной школы образовательной системы "Школа России".
Учебник в двух частях, очень красочный, присутствуют условные обозначения, разделение работы учеников и учителей произведено с помощью значков. Есть специальное обозначение заданий для детей, которые умеют читать.
К каждому заданию прилагается методическое пояснение, что, несомненно, облегчает его понимание и имеет определенную значимость для учителей. Также благодаря им родителям будет проще ориентироваться в азбуке и при необходимости помочь своим детям.
Азбука направлена на развитие образного мышления учащихся, их умения видеть мир в красках и образах, что, безусловно, подвигает ребенка к более адекватному усвоению букв и звуков, системно переходящих в слогообразующий строй языка. Оптимально представлена работа со словом: строением, образным характером, его фонетической характеристикой. Иллюстративный материал учебника дает большую возможность формировать и совершенствовать речь ребенка.
Большим плюсом пособия можно считать дифференцированную форму усвоения той или иной темы. Духовно-нравственному развитию детей способствует тематический характер пособия.
Использование примеров из произведений писателей-классиков усиливает воспитательный потенциал книги.
Составители предлагают следующий порядок изучения букв: а, о, и, ы, у, н, с, к, т, л, з, в, е, п, м, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, е, й, х, ю, ц, э, щ, ф, ъ. Они изучаются по тому же принципу, что в букваре А.Н. Рудякова, т.е. линейно и по одной. Однако знакомство происходит сразу и с прописной, и со строчной буквой, а также с соответствующим звуком.
По мере изучения новых букв заполняется таблица, находящаяся в нижней части страницы после изученной буквы. Место букв в алфавите рассматривается лишь в конце учебника.
В таблице приведена последовательность изучения букв по разным учебникам.
Букварь Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин |
Букварь Автор: Д.Б. Эльконин |
аА, Оо иИ, уУ, ы нН, тТ кК, сС лЛ, рР вВ,еЕ пП, мМ зЗ, бБ Дд,яЯ гГ, чЧ, ь шШ, жЖ еЕ, йЙ хХ, юЮ цЦ, эЭ щЩ, фФ, ъ |
аА, яЯ оО, еЕ уУ, юЮ иИ, ы, эЭ еЕ, мМ нН, рР лЛ, гГ кК, сС зЗ, тТ дД, бБ пП, вВ фФ, шШ жЖ, чЧ щЩ, хХ цЦ,ь,йЙ,ъ |
Альтернативой частотного принципа построения является такой способ обучения письму и чтению, при котором ребенку с самого начала, при чтении и письме первых слогов и слов, открывается общий закон русской письменности, лежащий в основе прочтения любого открытого слога.
Этот общий позиционный принцип русского чтения можно сформировать до знакомства с большинством букв. Ребенок, владеющий принципом позиционности, принципом упреждающей ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, способен прочесть слог (слово) с любой новой буквой, как только узнает у взрослого ее фонемное значение.
Этот общий позиционный принцип русской письменности и определяет порядок изучения букв в Букваре Д.Б. Эльконина. Вот как описывает его сам автор: "Видишь согласную букву - не произноси ее звукового значения, а смотри на следующую за ней букву, обозначающую гласный звук. Если это буквы А, О, У, Ы, Э, то согласная обозначает твердый согласный звук; если это Я, Ё, Ю, И, Е, то согласная обозначает мягкий согласный звук"
Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′].
Работа со словами стул и руль. (Предметные рисунки и схемы к данным словам – на экране)
Выделяются звуки [л] и [л′], устанавливается, что эти звуки согласные. При произношении твердого звука [л] губы сжаты, а при произношении мягкого звука [л′] губы не сжаты, язычок поднялся вверх.
На схеме определяется, что в слове руль, мягкий знак квадратика не имеет, так как не обозначает звука.
Учитель сообщает, что звуки [л] и [л′] на письме обозначаются буквой Л л (эль).
На доске вывешивается карточка с буквой Л л.
- На что похожа буква Л?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
– На что похожа буква Л? (Ответы детей)
Один ученик собирает букву Л из магнитного конструктора, а другой рисует сказочную букву Л красками.
- Назовите слова, в которых слышим звуки [л], [л,]. На экране слайд с иллюстрацией.
Распознавание звуков [л], [л′]. На экране слоги и слова с буквой Л.
По слоговой таблице осознается структура слогов-слияний. Слоги прочитываются. Отмечается, что в слоге ли согласный звук мягкий, знак мягкости – буква и. Работа с сигналами. (синий смайлик – твердый звук, зеленый – мягкий)
Нами решено, что предложенный вариант предъявления новой буквы невозможен. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения.
Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить звуковой анализ слова, т. е. делить слово на слоги, называть в определенной последовательности звуки, из которых состоит слово. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным.
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже