В современной методике преподавания иностранных языков, чтению, как и продуктивным видам речевой деятельности, уделяется много внимания.
Благодаря этому умению учащиеся в дальнейшем смогут почерпнуть для себя страноведческую информацию, читать художественную литературу, узнавать новости о стране изучаемого языка из различных СМИ.
Этому важному виду речевой деятельности я начинаю обучать детей со 2 класса начальной школы. При обучении чтению в начальной школе применяю как метод целых слов, так и фонологический метод.
С самого начала цель, научить читать второклашек, казалась нереализуемой. Но я была приятно удивлена тем, что во второй четверти учащиеся вторых классов без особого напряжения читали небольшие тексты и стихи самостоятельно. Это – короткие тексты и стихи, посвященные темам, изучаемым во 2 классе.
Впервую очередь, в соответствии с методической концепцией линии УМК "Spotlight", мною был реализован принцип устного опережения в обучении чтению. В английском языке многие названия букв не соответствуют звукам, которые они передают. В данном УМК дети сначала знакомятся со звуками, а потом с названиями букв. Это происходит в такой последовательности: учитель произносит звук, который передает буква, и слово с соответствующим звуком, а дети видят картинку, иллюстрирующую это слово.
Они повторяют звук и слово за учителем (или за диктором на диске), при этом имея перед собой картинку и слово в учебнике. Таким образом, они учатся соотносить звуковой и графический образ слова и затем без труда узнают это слово в контексте.
Во втором классе мы изучаем правила чтения и выполняем упражнения на формирование навыков чтения. Мы также изучаем транскрипцию. В третьем классе, мы повторяем правила чтения и также закрепляем их при помощи специальных упражнений, направленных на развитие навыков чтения.
В четвертом классе, исходя из опыта работы, перегружать детей остальными более сложными правилами чтения не стоит. 3-ий тип чтения гласных букв (гласная + r) успешно усваивается учащимися 5-го класса. Таким же образом, с успехом они овладевают I и II типом чтения гласных букв в ударных слогах.
Исходя из всего вышесказанного, я могу с уверенностью сказать, что мною соблюдается принцип целостности и непрерывности педагогического процесса. Я не даю учащимся забыть правила чтения, а также способствую закреплению и совершенствованию навыков чтения.
Хотелось бы подчеркнуть, что в начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
Основными задачами обучения чтению на английском языке в начальной школе являются: прочное усвоение буквенно-звуковых соответствий, формирование навыка соотнесения графического образа слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения
А как этим самым пресловутым правилам чтения научить второклашек? Тут учитель становится настоящим волшебником, который реализует принцип посильности и доступности при обучении иностранному языку. Для второклашек вместо открытого ударного слога появляется “Хитрая гласная буква e” в конце слова. Она заставляет впереди стоящую гласную букву читаться как в алфавите. А сама, она "хитрюля" не читается.
И, конечно, ни о каком закрытом ударном слоге и речи нет. Для того чтобы прочитать гласную букву в закрытом ударном слоге, нам на помощь приходит "согласная буква" в конце слова. Она-то, наоборот, мешает впереди стоящей гласной букве читаться как в алфавите.
Таким вот образом можно научить детей читать односложные и двусложные слова. Не менее интересно объяснять те согласные звуки, которые читаются отлично от соответствующих согласных букв. Такой звук я называю "братец-хитрец" (так как он имеет с буквой схожий внешний вид, но читается совсем по-другому).
Когда я знакомлю детей с транскрипцией, то мы словно волшебники превращаем буквы в звуки. А когда мы читаем буквосочетания, то дети с азартом воплощаются в роль "Шерлоков и Ватсонов". Они с легкостью находят буквосочетания и превращают их в звуки. Во втором классе мы много внимания уделяем чтению. На уроках обучения чтению мы постоянно повторяем алфавит, называем звук, который передает при чтении та или иная согласная буква. В начале урока открытия новых знаний я актуализирую знания и навыки учащихся по пройденной теме.
Также учащимся начальных классов также очень нравится упражнение на соотнесение слов и картинок у доски. Каждый ребенок получает карточку со словом, выходит к доске и прикрепляет ее к соответствующей картинке. Дети соотносят образ слова с его значением и запоминают, как читаются слова. Этой же цели служат красочные презентации.
При помощи таких игровых методов и приемов в обучении иноязычному чтению в начальной школе, мне удалось облегчить этот процесс в начальных классах. Благодаря яркой подаче материала, его эмоциональной окраске, использованию наглядности обучение чтению в начальных классах превращается в увлекательное занятие.