Деятельность учителя-логопеда в ПМПК

В школу приходят самые разные дети – здоровые и не очень, с опережением или с отставанием в развитии.

Среди них выделяются дети с ОВЗ. (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)

Согласно ФЗ "Об образовании в РФ" (п. 16 ст. 2), к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья относят "лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом (психическом) развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий и подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией".

Аббревиатура ПМПК становится в последние годы все более знакомой и понятной тем, кто столкнулся с проблемой в развитии, воспитании и обучении детей.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – это организация, в составе которой работают специалисты разных направлений: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, тифлопедагог, сурдопедагог, психиатр

ПМПК работает как единая команда педагогов и врачей, коллегиально участвующих в обследовании ребенка и формулирующих общее заключение. Процедура обследования ребенка в ПМПК требует одновременного взаимодействия всех специалистов в форме наблюдения-участия-обсуждения. Обследование ведет дефектолог, а остальные педагоги включаются в него по мере необходимости. Такая технология дает возможность экономии времени и повышения качества обследования.

Основной целью ПМПК является профессиональное, квалифицированное, всестороннее обследование детей и подростков, дальнейшее определение соответствующих условий и программы образования с учетом особенностей их развития по определенному алгоритму.

В ходе обследования ПМПК решаются следующие задачи:

  • разграничение степени и характеристика нарушений умственного, речевого, сенсомоторного и эмоционального развития ребенка;
  • выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;
  • определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании данных диагностического исследования принимается коллегиальное решение, которое определяет тип образовательной организации, программу обучения, рекомендации для успешной организации коррекционно-педагогического процесса, а также дополнительные образовательные или реабилитационные услуги.

Квалификация такого компонента, как речевое развитие, в условиях ПМПК возлагается на учителя-логопеда, который при наличии или отсутствии недостатков речи рекомендует специфику логопедической коррекции или необходимость АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопедическое обследование, с одной стороны, обладает принципиальной собственной специфичностью, а с другой – "включено" во многих своих аспектах в обследование других специалистов ПМПК.

Немаловажное значение для учителя-логопеда ПМПК может иметь представленное заключение учителя-логопеда, входящего в консилиум образовательной организации или независимого эксперта. Однако это заключение носит предварительный характер, а решающим является диагностический вывод специалиста ПМПК.

Эффективность логопедической работы в образовательной организации во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого развития и выявлены его недостатки у ребенка как дошкольного, так и школьного возраста.

В ходе исследования речи ребенка на ПМПК учитель-логопед последовательно решает следующие задачи:

  1. Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка и установить его уровень (в т.ч. при недоразвитии речи).
  2. Определить первичность/вторичность речевого нарушения или его включение в качестве компонента в сочетанный дефект (при НОДА, РАС, сенсорных нарушениях).
  3. Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, сформированность и качественные характеристики чтения и письма, что в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости позволяет сформулировать логопедическое заключение.
  4. Сформулировать собственное мнение о наличии и характере ОВЗ и адекватной для образовательных потребностей ребенка АООП.

Обследование речи состоит из пяти этапов:

1 этап – ориентировочный (работа с документацией). Логопед анализирует представленные документы из образовательной организации: характеристику, письменные работы обучающихся, табель успеваемости и заключение ПМПК; изучает вместе с врачом медицинские документы, выясняет анамнез и данные о ходе раннего речевого развития.

2 этап – диагностический (процедура обследования). Логопед во время вводной части обследования делает вывод о понимании ребенком обращенной речи, определяет особенности голоса, дыхания, дает динамическую характеристику речи (темп, интонационная выразительность, запинки и др.), определяет наличие дефектов произношения и слоговой структуры.

При обследовании сформированности математических представлений логопед может выявить сукцессивные способности ребенка в процессе повтора цифрового ряда, звуковых рядов по ритму, рядов по сенсорным эталонам. Часто при пересчете предметов наблюдаются аграмматизмы. Исследование мышления по сюжетной серии картинок позволяют логопеду определить, умеет ли ребенок устанавливать причинно-следственную связь, может ли он составить целостный смысловой рассказ. Таким образом определяется уровень сформированности связной речи.

Опытный специалист уже на этом задании может сделать вывод о построении предложений, их наполняемости, порядке слов, качестве словаря и определить наличие аграмматизмов в речи. Исследование таких процессов как исключения, обобщения, классификация, сравнения, позволяет логопеду сделать вывод о состоянии словарного запаса обучающегося, его наполняемости и качественном составе.

Если есть нарушения в устной речи, они, как правило, проявляются и в письменной. Исследование сформированности навыков письма и чтения обязательно при обследовании школьников. Состояние письменной речи анализируется из представленных на ПМПК письменных работ (контрольных и рабочих тетрадей по русскому языку).

Проверка тетрадей позволяет логопеду отдифференцировать ошибки специфического и орфографического характера. Специалист определяет их причины: недостаточную сформированность фонематических процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза, слухо-речевой дифференциации фонем, стойкое неусвоение и применение орфографических правил.

При обследовании сформированности навыка чтения логопед выявляет, знает ли ребенок буквы, каким способом читает, понимает ли смысл прочитанного, владеет ли пересказом, какие ошибки допускает при чтении, их количество и специфику. Таким образом делается вывод о сформированности письменной речи обучающегося.

3 этап – аналитический (составление логопедического заключения). В результате полученных данных определяется степень и характер нарушений устной и письменной речи и с учетом клинического диагноза выносится логопедическое заключение.

Составление грамотного заключения позволяет спрогнозировать степень обучаемости ребенка, определить специальные образовательные условия, образовательную программу, организационную форму обучения, адекватную возможностям ребенка. Данные вопросы решаются коллегиально, и логопед принимает в их обсуждении активное участие.

4 этап – прогностический (выработка рекомендаций). Логопед прогнозирует дальнейшее речевое развитие ребенка, определяет направления индивидуальной коррекционной работы, необходимой для успешного освоения образовательной программы в образовательной организации. Рекомендации должны учитывать речевые особенности и особые образовательные потребности обучающегося.

5 этап – информационный (работа с родителями). Беседа проводится непосредственно с родителями или законными представителями. Ход беседы должен быть доверительно деловым. Обязательно необходимо учитывать запрос родителей, их желание, но чтобы они не противоречили правам и интересам ребенка. В случае необходимости с родителями проводится консультационная и разъяснительная работа. Логопед должен стать активным союзником родителю в поисках ответа на вопрос: как помочь ребенку?

Пример результата обследования Марии В. (7 лет 4 месяца)

Экспрессивная речь представлена развернутой фразой с аграмматизмами согласования, наблюдается неточное употребление предлогов, голос тихий, назализированный, истощающийся, окончания слов крайне неразборчивы.

Импрессивная речь: обращенную речь понимает в полном объеме, понимание многоступенчатых инструкций не затруднено. Фонематические процессы недостаточно сформированы: нарушено фонематическое восприятие при повторении серии звуков, слогов, слов с оппозиционными фонемами.

Разборчивость речи затруднена из-за нарушения звукопроизношения, трудностей переработки кинестетической информации, выраженных трудностей переключения артикуляционных укладов. Обобщающие понятия сформированы частично.

На уровне слоговой структуры слова: литеральные парафазии (чайник - шайник), пропуски слогов (телевизор - тевизор), выраженные трудности переключения с одной артикулемы на другую, при попытке произнести сложное по слоговой структуре слово.

Грамматический строй – нарушены изменения существительных по числам – (окны, стулы), согласование существительных и прилагательных в роде и числе – (солнце красна), согласование существительного с числительными – (пять куклов). С трудом выполняет словоизменение и словообразование (клубикное, зайцыно, деревей).

Рассказ по картинке бедный, представлен аграмматичной распространенной фразой, часто с неправильным порядком слов. Строение и подвижность органов артикуляции: отсутствие верхних резцов, высокое небо, язык массивный, малоподвижный, наблюдается тремор, движения ограничены. Звукопроизношение нарушено в группе свистящих, шипящих, сонорных.

Чтение: узнавание и чтение букв вслух не нарушено, читает слоговым способом, медленно.
Письмо: при печатании слогов и слов под диктовку отмечается пропуск букв.

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи (ОНР III уровня). Дизартрия средней степени выраженности.
Образовательная программа: АОП/АООП для обучающихся с ТНР, вариант 5.1

Рекомендации:

  • нормализация произносительной стороны речи, коррекция дефектов звукопроизношения;
  • развитие фонематических процессов, формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
  • восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • системная работа по предупреждению дисграфии, дислексии.

Таким образом, правильно и грамотно проведенная диагностика речевого развития обучающихся в условиях ПМПК, позволяет выявить нарушения речи и повысить дальнейшую эффективность логопедической коррекции в образовательной организации.

А междисциплинарное взаимодействие всех специалистов способствует определению типа образовательной программы с учетом индивидуально-типологических особенностей и возможностей обучающегося.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!