Структура написания анализа работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога

План и анализ работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога – главные документы, характеризующие деятельность данных специалистов. 

В должностных обязанностях учителя-логопеда прописано, что он должен представить заместителю директора школы по УВР годовой анализ работы.

Что же такое анализ?

В трудах профессора, доктора педагогических наук В.В. Третьякова мы встречаем определение педагогический анализ – как функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов.

В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению. Следует обосновать актуальность проведения данных конкретных действий, т.е. с какой целью проводилась работа. 

Для подтверждения результатов проведенной работы можно привести таблицы или графики (диаграммы), демонстрирующие изменение количественных показателей в сравнении с прошлыми периодами. Данная информация должна сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.

Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы. 

Анализ работы начинается с постановки цели и перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Целью работы является желаемый конечный результат. 

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата.
Направления деятельности - это пути решения поставленных задач.

Формы и методы - это те «инструменты», с помощью которых учитель-логопед решает поставленные задачи по всем направлениям деятельности.

После обозначения поставленной цели и задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной работы за учебный год по направлениям деятельности, отражая решение поставленных задач.

Учитель-логопед и учитель-дефектолог работают по следующим четырем направлениям, отраженные в плане работы:
1. Организационное
2. Диагностическое
3. Коррекционно-развивающее
4. Просветительско-профилактическое

Организационное направление - это аспект деятельности логопеда и дефектолога, который включает в себя своевременную подготовку к выявлению обучающихся с речевыми нарушениями и создание условий для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с речевой патологией.

В разделе «организационное направление» указывается материально-техническое оснащение логопедического кабинета, о том, что было сделано при подготовке к диагностированию и коррекционно-образовательному процессу с обучающимися:
- диагностический инструментарий;
- изучение медицинских карт;
- подготовка и систематизация учебно-методических пособий

Оформление документации:
- План работы на учебный год;
- Журнал «Учета посещаемости обучающимися логопедических занятий»;
- Рабочие программы логопедических занятий;
- Речевые карты на учащихся, посещающих логопедические занятия;
- Журнал регистрации обследования устной и письменной речи;
- Журнал проведения консультаций, бесед с родителями, педагогами.

Диагностическое направление работы логопедическое службы образовательного учреждения включает в себя обследование устной и письменной речи обучающихся в начале и в конце учебного года, а также в течение учебного года по запросам педагогов и родителей, при подготовке к ПМПк и территориальной ПМПК.

В данном разделе проводится анализ и обобщения результатов проведенных диагностик за год, т.е. мониторинг диагностирования устной и письменной речи обучающихся. В связи с тем, что в последние годы логопедами и дефектологами обследуется большое количество детей, направляемых на территориальную ПМПК, можно также указать о количествен данных обследований.

В разделе «диагностическое направление» для подтверждения результатов проведенной работы следует привести данные в форме таблиц или графиков, демонстрирующих сравнительные показатели. Данная информация должна сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.

Коррекционно-развивающее направление представляет собой систему созданных условий для эффективных путей преодоления речевых недостатков обучающихся, дающая возможность полноценного усвоения общеобразовательной программы.

В данном разделе логопед отражает формы организации логопедической работы в течение года, указывает состав и количество групп сформированных в течение учебного года. Прописываются цели, направления и краткое содержание рабочих программ, по которым велась коррекционная работа.

Следует указать, какие логопедические технологии использовались педагогом в процессе логопедического сопровождения, отметить, какие их них были более эффективны и способствовали позитивной динамике, отметить трудности, которые встречались в работе, обозначить причины, вследствие чего они возникли и обязательно высказать свое мнение по преодолению трудностей в дальнейшем.

В конце раздела представляются обобщенные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков устной и письменной речи (можно с использованием таблиц, диаграмм), делаются выводы, представляющие собой количественные и качественные показатели сформированности речевых навыков, особенности преодоления нарушений чтения и письма у школьников.

Просветительно-профилактическое направление предусматривает оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся.

Анализируя особенности реализации данного направления, специалистом отмечаются организационные формы взаимодействия с участниками педагогического процесса, количество и тематика выступлений на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях учителей начального звена.

Это также может быть анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу, консультирование учителей и родителей по результатам обследования; обучающее консультирование с объяснениями этапов коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений.

В анализе работы следует отметить свое участие в семинарах и других мероприятиях, проводимых в рамках СМО учителей-логопедов и дефектологов, а выступления на педагогических советах, конференциях, участие и победы в педагогических общероссийских и международных интернет - конкурсах, а также в творческих конкурсах и олимпиадах с обучающимися.

Хотелось бы отметить, что в конце каждого раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная по данному направлению работа, указываются, какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач (какие направления коррекционно-развивающей работы наиболее удачны, какие формы работы наиболее приемлемы, что удалось и не удалось сделать и почему, на что предстоит обратить особое внимание в новом учебном году). Наметить перспективные направления деятельности.

Здесь же высказываются предложения в адрес администрации школы. С учетом выявленных недостатков и проблем, ставятся задачи на новый учебный год.

Спасибо за внимание!

Автор: Гарипова Земфира Айратовна, учитель-логопед СОШ № 3 г. Белоярский
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.