Проблема обогащения словарного запаса современного школьника всегда актуальна для уроков русского языка и литературы.
Еще И.И. Срезневский советовал наставникам обогащать детей "словами и выражениями, для этого годными", чтобы "не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам" слов, научить пользоваться ими, обращать разумное внимание на значение выражений.
Чтобы детям было интересно читать художественные произведения прошедших веков, немало внимания следует уделять изучению устаревшей лексики. Очевидно, что правильное толкование устаревших лексических единиц крайне важно для восприятия художественных текстов современными школьниками – литературное чтение становится более интересным для них и, главное, содержательно более продуктивным.
Устаревшая лексика отражает время, реалии и колорит определенной эпохи, придают описанию прошлого черты исторической достоверности, являются средством речевой характеристики персонажей: "И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках", "Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров". (А. С. Пушкин "Дубровский")
Эффективно изучать язык писателей-классиков ХIХ в. помогают обучающего и проверочные словарные и словарно-фразовые диктанты, связанные с другими видами работ. Рассмотрим их на примере устаревшей лексики из указанной повести А.С. Пушкина.
Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою энную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу. Для учащихся – носителей русского языка родного языка – содержание словаря-минимума в методике не определено.
Чтобы отобрать эту часть словаря, необходимо, во-первых, получить достоверные данные о словарном запасе учащихся каждого школьного возраста; во-вторых, определить единицу содержания работы по обогащению словаря детей;
в-третьих, выявить принципы отбора слов для словаря-минимума. В настоящее время в процессе обогащения словарного запаса учащихся учителя опираются на словарь текстов учебников по русскому языку и на изучаемые литературные произведения.
Важное практическое значение имеют базовые лексические, фразеологические и лексикографические (толковый словарь, словарная статья, стилистическая помета) понятия, введенные в действующие учебники по русскому языку.
Изучение устаревшей лексики важно в плане формирования лингвистической (языковедческой) компетенции, формирования системы взглядов на язык как развивающееся явление.
Представим словарный минимум частотной устаревшей лексики как важный дидактический материал, служащий для попутного обогащения словарного запаса учащихся в связи с изучением художественных произведений из учебного курса литературы для 7 класса.
В словарный минимум по повести "Дубровский", составленный для уроков русского языка, мною включены 44 устаревших слова, актуальные с правописно-семантической точки зрения. Толкование значение каждого слова дано по двум толковым словарям разных эпох: на первом месте стоят дефиниции из словаря С. Ожегова; после точки с запятой – из словаря Даля (материал дан нами в современной графике и орфографии).
При выборе материала из классической художественной литературы имеются в виду возможные орфографические варианты.
...
При усвоения вводимой лексики необходимо уметь: во-первых, формулировать лексическое значение слова; во-вторых, определять смысл слова по контексту; в-третьих, подбирать слова, составляющих семантическое поле данного слова и в целом использовать систему лексические упражнений.
Огромное значение имеет повторение и систематизация изученного, для которых в учебных пособиях имеется ряд взаимосвязанных видов работ: это и система контрольных вопросов и заданий, и обобщающие упражнения в конце каждой темы и в конце года, и выделение слов для всех видов разборов, которые существуют в школе.
Система повторения пройденного в учебном пособии поднимает учащихся на новую ступень понимания изученного по сравнению с начальным этапом ознакомления с тем или иным явлением. Вместе с тем это не основной материал, а дополнительный.
Устаревшая лексика из словаря-минимума включена в систему словарной работы в виде словарно-орфографических пятиминуток, диктантов-упражнений и контрольных диктантов. Из обучающих диктантов в практике преподавания распространены предупредительные и объяснительные (сплошные и выборочные) словарные, фразовые текстовые диктанты, включая самодиктанты, а также свободные и творческие.
Диктант помогает развивать разные виды памяти, волю, внимание, усидчивость. На развитие памяти направлены повторный и подготовленный диктанты, игровой диктант "Кто больше запомнит" и др.
На основе этого словарного минимума составлены словарно-фразовые мини-диктанты, текстовые диктанты и др. упражнения. Они были проведены в 7 классе на нескольких уроках русского языка и отчасти включены в уроки литературы.
Узнать и записать слова:
Осложненное списывание с толкованием слов: вставить пропущенные буквы и объяснить значение выделенных слов.
В толковом словаре прочитайте словарные статьи Аттестат, Взирать, Кучер, Картуз, Кушак и составьте с ними предложения.
По 1-й главе романа А.С. Пушкина "Дубровский" составьте словарно-орфографический диктант из 15 устаревших слов и подчеркните в них орфограммы.
Синимический устный "диктант" в форме игры "Бумеранг" (она развивает внимание и быстроту реакции). Ребятам необходимо быстро извлечь из памяти нужное слово-синоним и вслух сказать его – "возвратить" учителю, напр.: от коих = от которых, сей Дубровский = этот, смиренное состояние = бедное.
Раскройте значение слов в следующем предложении: "Если бы, например, ваше превосходительство, могли каким ни есть образом достать от вашего соседа запись или купчую, в силу которой владеет он своим имением, то конечно…"
Кто найдет устаревшие слова и "переведет" их на современный русский язык?
Написать текст под диктовку, затем подчеркнуть в нем устаревшие слова.
Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпимость и решительность его характера.
Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим.
Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (142 слова)
В завершение отметим, что описанные виды работ не отражают, конечно, всего арсенала попутной и специальной работы по изучению устаревших слов из художественных произведений учебного курса литературы. В такой кропотливой работе нам помогают ученики.